МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт объяснил, почему папам и мамам не нужны советы по воспитанию их чад

Личные дети отличных родителей

Реакция на дельное, спокойное предложение Министерства просвещения потрясла: родительская общественность вдруг возмутилась и стремительно перешла от критики к заметно истеричным воплям. Почему же родители не хотят, чтобы им помогли советами?

Фото: Алексей Меринов

В июле министр Сергей Кравцов рассказал, что Министерство просвещения России разработает рекомендации для родителей по воспитанию детей: «Мы примем программу для родителей, которую назовем «От 0 до 18», чтобы каждый родитель знал, имел рекомендации, как что делать, как быть. Фактически рекомендации на каждый день, как заниматься воспитанием ребенка».

Сборник, по словам министра, будет содержать практические советы, подготовленные ведущими специалистами в области педагогики и психологии, ссылки на дополнительную литературу, предложения по совместным активностям с детьми каждого возраста и другие полезные материалы. Эти рекомендации планируется опубликовать в открытом доступе, чтобы каждый желающий мог их изучить.

Вне оценки контента, который еще не представлен публике, само предложение не способно вызвать бурной реакции. По крайней мере, я так полагал. Будут опубликованы советы, и что же в этом плохого? Кто захочет, воспользуется, кому не интересно, проигнорирует. Но реакция была бурной и даже агрессивной.

Агрессию я почувствовал на себе в ходе теле- и радиоэфиров. Представители родительской общественности практически мгновенно переходили к обвинениям на повышенных тонах. Само наличие рекомендаций по воспитанию они восприняли в штыки, увидев в них «вторжение в семью» и «принижение авторитета родителей».

В Сети комментаторы не стеснялись в выражениях, изливая кипение своих эмоций: «Еще какая-то гнида мне будет указывать, как мне воспитывать моего собственного ребенка, ага», — и это еще одна из самых мягких формулировок, ибо родители не брезговали и непечатными выражениями.

Публичные представители родительского сообщества были более корректными, но также выражали неприятие: «Государство нам не доверяет, ставит под сомнение родительскую компетентность. Это выглядит как очередная попытка вмешаться в жизнь семьи: учить, как правильно делать. Со стороны родителей это может вызвать непринятие».

Пытаясь понять критиков, я задавал им вопросы: в чем именно они видят угрозу? Почему идея публикации рекомендаций так травмирует их? Общий мотив ответов: «Не надо нас учить! Мы сами знаем, как воспитывать своих детей. У нас и без рекомендаций все прекрасно».

Забавно было наблюдать, как отдельные агрессивные спорщики аргументировали свой родительский профессионализм. Одни утверждали, что читали Бенджамина Спока и твердо знают, что делать. Другие говорили, что читали Бенджамина Спока и понимают, сколько человеческих судеб искалечила его книга, которую следует немедленно запретить. Одни высокомерно заявляли, что проштудировали Макаренко и используют его методики, другие возмущались, что до сих пор кто-то пытается воспитывать детей по его «допотопным» книгам. Но при любых базовых знаниях и взглядах на педагогику все сходились во мнении, что советам в воспитании не место — родители как-нибудь обойдутся без советчиков, поскольку всё знают.

Ну что ж, примем эту точку зрения, признаем по умолчанию родительскую компетентность и посмотрим на результаты воспитания детей отличными родителями.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования констатирует: 40–60% сегодняшних первоклассников не готовы к обучению, у них… не сформирована речь. Да-да, не мигранты, а российские дети не умеют говорить. У них бедный словарный запас — вместо обычных прежде и необходимых для обучения в первом классе трех тысяч слов не набирается и тысячи. Дети не умеют развернуто отвечать на вопросы и правильно их задавать, не могут пересказать текст.

А еще есть проблемы с мелкой моторикой — в свои семь лет дети не могут завязать шнурки. Кроме того, учителя отмечают низкую концентрацию внимания, отсутствие навыков самообслуживания, непонимание и, соответственно, неприятие правил и требований.

Еще жестче результаты воспитания иллюстрирует статистика детской преступности. В 2022 году (данные на последующие годы пока недоступны) предварительно расследовано 30 469 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, возбуждено 8573 уголовных дела. Руководитель Следственного комитета России РФ Александр Бастрыкин сообщал, что в 2023 году зафиксирован рост преступлений с участием подростков, их стало на треть больше.

Весной нынешнего года МВД сообщило об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза!

Парадоксальная ситуация — родители «сами с усами», родители доподлинно знают, как воспитывать своих детей, родители не нуждаются в советах, а результаты воспитания, мягко говоря, несколько разочаровывают.

Может быть, всё же не все родители идеальны? Может быть, некоторым из них не помешали бы советы и рекомендации? Отчего же родители так опасаются «вторжения в семью»? Могу предположить, что некоторые родители выстраивают глухой забор вокруг своей семьи потому, что за забором этим творится неладное.

При комплексном наблюдении условий жизни населения в 2022 году на вопрос о наличии подходящего места для игр, занятий или выполнения домашних заданий для их детей утвердительно ответили 95% родителей. В молодых семьях свой уголок есть только у 90% детей. То есть один из десяти детей в молодых семьях лишен возможности делать домашнюю работу за подходящим столом.

Страшную информацию обнародовала детский омбудсмен Мария Львова-Белова в ходе «Открытого диалога» в Совете Федерации в конце 2023 года. Против несовершеннолетних за год совершено более 100 тысяч преступлений, наблюдается рост преступлений против половой неприкосновенности, и половина этих случаев совершается близкими родственниками внутри семьи. В 2022 году было совершено 80 убийств детей родителями.

В публичное поле то и дело попадают случаи «странного» воспитания. В июле многодетный отец узнал, что его сын по неосторожности обжег маленькую сестру, когда играл со свечой. В качестве меры воспитания мужчина облил школьника спиртом и поджег.

Мать троих детей из Хабаровска била их и как минимум один раз заперла их в доме без еды и воды на трое суток. В Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа 41-летняя мать «в воспитательных целях» изнасиловала сына двумя «игрушками для взрослых». В Краснодарском крае женщина прилюдно била маленькую дочку по лицу во время променада по набережной. В Красноярском крае 34-летняя мать четверых детей ударила 11-летнего сына печной кочергой по голове и заставила выпить чистящее средство. В Самарской области отец жестоко избил свою семилетнюю дочь. В Усть-Лабинске суд признал отца виновным в истязании приемного сына — приковывал мальчика к батарее и избивал.

Можно только гадать, сколько таких случаев остается вне поля зрения общественности и правоохранителей. И, конечно, каждый «воспитатель огнем и кочергой» будет горой стоять против любого «вторжения в семью», где он чувствует себя единовластным и всемогущим. Любой намек на лишение его этого самовластия тут же вызывает деятельный протест, даже если речь шла всего лишь о рекомендациях по воспитанию.

Осторожно предположу, что резкая негативная реакция на предложение Министерства просвещения объясняется отношением некоторых родителей к своим детям как к собственности. Знакомая дама, обеспеченная и добропорядочная, обронила в разговоре о своем взрослом сыне: «Я не позволю, чтобы мой личный ребенок встречался с этой недостойной женщиной». Впрочем, вероятно, у каждого есть история о знакомых, в которой родители старательно влезают в жизнь детей, порой разваливая молодые семьи. Это проявление все того же феномена собственнического отношения к ребенку.

Но когда ребенок рассматривается как личная вещь, родительский суверенитет над которой незыблем, суверен-родитель будет защищать не право, но возможность безраздельно владеть и управлять своей собственностью исключительно по собственному усмотрению. Для такого суть и смысл не в результате воспитания, но в самом процессе и в ощущении полноты власти. И сама мысль о том, что кто-то, пусть безлично, пусть только в форме советов, но сможет повлиять на ситуацию в «удельном княжестве» семьи, для родителей-собственников невыносима.

Что же делать с этой агрессией? Ничего. Просто знать, что она есть. И понимать, что именно агрессивные персонажи выдают себя за представителей сообщества родителей. Они лишь за счет своей неуемной крикливости оказываются заметными, провозглашая себя голосом общественности.

На самом деле подавляющее большинство родителей комплексом собственной гениальности не страдает, не считает себя безупречными и всегда абсолютно правыми. Они будут только рады, если появятся толковые рекомендации, советы, ответы на вопросы.

Надеюсь, протестная кампания не будет воспринята в министерстве как проявление общественного мнения и работа над подготовкой программы «От 0 до 18» продолжится.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах