Многие, как теперь выясняется из рассказов жителей Суджи, последние месяцы страховали свои дома «от ударов беспилотников» и «терактов». В надежде, что расходы окупятся. Но случившееся больше тянет на массовый форс-мажор, который страховым случаем ни по одним действующим правилам, как оказалось, не признается.
Подобных прецедентов в России еще не было. В том же многострадальном белгородском Шебекино посеченные осколками и разрушенные снарядами ВСУ здания почти сразу стали ремонтировать. Там смогли быстро оценить нанесенный ущерб. Но в Судже и окрестностях продолжаются бои. Неизвестно, когда люди смогут рассчитывать на возвращение домой. Естественное, до этого времени ни о каких восстановительных работах речь не идет.
Но и 10 тысяч рублей, положенных каждому самоэвакуированному непосредственно от государства, надолго не хватит. Особенно если учесть, что на эти цели пока выделено 220 миллионов. То есть их хватит максимум на 22 тысячи человек. А как быть с остальными 100 тысячами?
А ведь многие потеряли не только кров, но и работу. Детям через две недели идти в школу.
Мы попробовали просчитать, можно ли ситуацию в Белгородской области и выплаты, которые ранее делались там, перенести на то, что происходит сегодня на Курском направлении.
Белгородские юристы, работающие с беженцами, к которым мы обратились с этим вопросом, объяснили, что по Курску местная региональная власть должна принять свои нормативные акты. Сравнить один к одному не получится. Потому что ситуации разные.
«У нас в основном были выплаты от губернатора, а не федеральные. Так как режим ЧС объявили не везде. Все, кто покинул Шебекино, получил по 10 тысяч рублей. Затем дали еще по 50 тысяч тем, у кого было повреждено имущество. Квартиры и дома подлежали восстановлению и их стоимость не компенсировалась. Далее уехавшим предлагали деньги на аренду нового жилья, сейчас эта сумма увеличена, насколько мы в курсе, сегодня она составляет порядка 30 тысяч рублей», — рассказали «МК» местные.
В Курской области режим ЧС уже объявлен - поэтому федеральные выплаты будут точно доступны жителям Суджанского, Кореневского, Беловского, Большесолдатского, Глушковского, Льговского, Рыльского и Хомутовского районов.
Минцифры дал четкое разъяснение по минимум четырем видам выплат, на которые могут рассчитывать выехавшие из пострадавших населённых пунктах.
«Речь идет о первой выплате в размере 15 000 рублей как пострадавшим при ЧС, по утрате имущества от 75 000 рублей до 150 000 рублей, за вред здоровью от 300 000 рублей до 600 000 рублей, и выплата членам семьи, погибшего при ЧС 1 500 000 рублей. Это то, что в результате объявления ЧС гарантирует пострадавшим государство», — прокомментировала ситуацию правозащитница Мария Архипова.
Она подчеркнула, что Соцфонд тоже уже пообещал, что все самоэвакуированные получат причитающиеся пособия и пенсии в срок.
«Что касается частных страховых компаний, которые страховали от терактов и ударов беспилотников, то нужно подробно знакомиться в договором, с тарифом, с тем, какие случаи страховая изначально обозначила как подлежащие возмещению – обычно они идут в тексте договора самым мелким шрифтом, его рекомендуется читать особенно внимательно, так как вся суть заключается именно в том, подпадает ли данный конкретный случай под страховой», - добавляет юрист Архипова.
К сожалению, как она отмечает, в результате масштабности происходящего, страховые компании, скорее всего, будут ссылаться на то, что чрезвычайные обстоятельства такого уровня не могут подпадать под действие договора, даже если формально они и названы терактом. «Страховые, вероятно, будут утверждать, что это форс-мажор, за который они не несут ответственности. Иначе они просто разорятся… Но в этом случае, полагаю, следует ждать судебных процессов, где пострадавшие собственники также будут отстаивать свою правоту», — считает юрист.