Президент РФ дал поручение включить в национальный проект «мероприятия по повышению качества преподавания» в школе. Не только математики, но и физики, химии и биологии.
Но опрос был именно по математике, и создалось ощущение, что айтишники проводили его «среди своих». Не менее 61% респондентов сказали, что производят расчеты и вообще как-то используют «точные» навыки каждый день. Тут еще можно натянуть результат на реальность, все ходят по магазинам или еще как-то тратят деньги, пытаются вычислить свой доход. Но 71% ответивших, что «математические знания надо обновлять» постоянно, в течение всей жизни – многовато. 41% ответивших справедливо решили, что «прокачанные скиллы» по точным дисциплинам развивают аналитические способности и продвигают карьеру.
Но, может, число тех, кто хочет пополнить багаж знаний по алгебре-геометрии так велико потому, что целых 60% респондентов сознались: их уровень подготовки по математике средний. А 61% сообщили, что хоть сейчас «готовы возобновить уроки математики».
Также к очевидным плюсам матподготовки участники исследования отнесли способность к аналитике, прогностику, стратегическое мышление. Да и детям помочь сделать уроки не последнее дело – как бы с этим справились мама и папа, сами остановившиеся в алгебре на уровне дробей?
- Я каждый год наблюдаю, как к нашему учителю математики приходят бывшие ученики и говорят «спасибо», – рассказывает завуч школы Андрей Дунаев. – «Спасибо, что вы нас гоняли, спасибо, что строили», – так и говорят. Дети часто на нее часто обижаются, задает много «домашки», самостоятельные может неожиданно сделать. А потом вырастают и благодарят. Потому что при таком отношении к предмету у учителя они не только потом без всякой подготовки в вузы и колледжи поступают, но и помнят математику всю жизнь.
Сложность школьной программы, - особенно это касается геометрии с косинусами и котангенсами, - предмет дискутабельный. Уже не первое десятилетие идут споры о том, чтобы это все сократить или оставить только для профильных классов. Зачем будущему певцу знать про касательные и радиусы, к чему лингвисту пределы и числовые корни?..
Даже анекдот ходил: «Инженера спросили, пригодилось ли ему в жизни знание интегралов? Инженер подумал и сказал, что однажды согнул проволоку в форме интеграла. И достал кепку, упавшую в открытый люка».
Однако последние исследования в области физиологии мозга доказывают: математика нужна всем. И творческим людям, и типичным гуманитариям – не только чтобы гонорары считать. Правы были древние, назвавшие алгебру не только «гимнастикой для ума», но и «приготовлением к философии». Поэтому сейчас идут разговоры о том, как бы школьную программу по математике или информатике расширить и усложнить.
- Да, действительно, долгое время считалось, что есть «типичные гуманитарии», которым «столько математики не нужно», – говорит педагог-нейропсихолог Светлана Алексеева. – Мол, зачем мучить детей, у которых нет способностей к точным наукам? Но исследования мозга убедительно доказали: математика нужна абсолютно всем. Это прежде всего аналитика и прогнозирование. Уровень относится к третьему, высшему функционального, блоку мозга, который у человека позже всего созревает, лет в 16-18. Упрощая, можно сказать, что занятия математикой формируют у ребенка ответственность за его действия.
Но влияние математики на мозг гораздо глубже. Например, есть сложные конструкции русского языка с причастными и деепричастными оборотами. Их помогает усвоить алгебра с ее последовательностью, причинно-следственными связями в вычислениях. А геометрия способствует формированию у ребенка пространственного восприятия. Что, в свою очередь, отвечает у нас за коммуникативность, преодоление стереотипов.
Так что и «чистым гуманитариям», и людям креативных профессий подготовка по математике нужна. Для того чтобы структурировать мышление как минимум. А вообще, точная дисциплина совершенствует все, включая писательское мастерство, гармонизируя построение текста. Системообразующая функция математики лежит в основе изучения всех дисциплин, чем бы дальше мы в жизни ни занимались.