МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Из пучин в небеса: обнаружена разгадка внезапных смертей в самолете

Почему воздух убивает

Пассажиры умирают во время полета, увы, регулярно, а в сезон отпусков число кончин в воздухе ползет вверх во всем мире (ранее считалось, что на печальной статистике отражается то, что в этот период люди, включая не совсем здоровых, начинают чаще пользоваться самолетами). Да и у их неожиданного ухода на высоте всегда находилось вполне земное объяснение – хронические заболевания.

Фото: Геннадий Черкасов

Но этим летом специалисты открыли курортникам еще одну разгадку трагедий в самолетах, подробности которой узнали и мы.

Эксперты NAUI (Американская национальная ассоциация подводных инструкторов) сообщили, что тот, кто погружался с аквалангом на глубину, а потом менее чем через сутки поднялся на высоту в самолете, может там и скончаться из-за ДКБ (декомпрессионная болезнь, она же кессонная). Напомнили и симптомы ее наступления, которые очень быстро переходят в кому - слабость, онемение, сыпь, покалывание и головокружение. 

- На египетских курортах такой шикарный подводный мир, что любители каждый день погружаются, даже если прилетели на неделю, - отвечает менеджер египетского направления столичной турфирмы. – Если хотите ежедневные дайв-сафари, можете их оплатить заранее, прямо у нас.

Опрос туристов подтверждает: если человек приобрел тур к морю с богатым подводным миром, то старается насладиться им по полной, а выжидать 24 часа после прилета и перед обратным полетом, когда прилетел всего на неделю, никому не приходит в голову. Хотя врачи говорят, что это единственная гарантия не схлопотать ДКБ.

- При погружении в кровь попадает азот, - поясняет терапевт Галина Чернышева, - что при резком изменении атмосферного давления может привести к летальному исходу. В данном случае менее 24 часов между глубиной и высотой – это резко. Не случайно в группе риска люди тех профессий, где приходится часто подвергаться резким перепадам давления – летчики, подводники, водолазы и дайверы-любители.

По внутренней статистике NAUI, из каждых 10 тысяч сертифицированных дайверов заболевают четверо. Несмотря на то, что хорошо знают технику безопасности. И врачи не могут их спасти, несмотря на то, что «кессонка» относится к изученным заболеваниям.

- Сейчас у большинства еще дополнительные стрессы, мы перенесли пандемию, вакцинацию, поэтому срок, прежде достаточный для полного восстановления организма после попадания в него азота, теперь может оказаться недостаточным, - подчеркивает терапевт Чернышева. – А курортники рассуждают так: до пандемии я нырял 7 дней в неделю и отлично себя чувствовал, и сейчас ничего мне не сделается.

Если углубиться в статистику внезапных смертей в самолетах, с грустью понимаешь, что чаще они происходят на обратном пути с курорта, а не наоборот. Поэтому их чаще всего и списывают на обострение хронических заболеваний вследствие перегрева на солнце и/или злоупотребления некачественной едой и алкоголем. Увы, бросается в глаза и то, что самые неожиданные кончины происходили на бортах, возвращающихся из «нырятельных» регионов, чаще всего из Египта. После пандемии одной из самых резонансных в силу своей неожиданности стала кончина пассажира российской авиакомпании на борту, летящем из Шарм-эль-Шейха в Самару. В прессе ЧП назвали «загадочной внезапной гибелью», а очевидцы описывали как «полную неожиданность на ровном месте».

- Мы вылетели поздним вечером, - вспоминает роковой для довольно молодого россиянина полет одна из пассажирок. – Парень этот, как потом рассказали его соседки по креслам, сначала был нормальный, а потом начал дергаться. Девушки решили, что у него аэрофобия. Как только подали сигнал отстегнуть ремни, их сосед ушел в туалет и там умер.

Пассажиры рассказывают, что тело бортпроводники обнаружили минут через 15-20 после гибели, вскрыв дверь: запершийся пассажир не отвечал, а под дверью скопилась очередь. Медики из числа пассажиров провели попытки реанимировать туриста, но они оказались бесполезными. Одной из версий стало отравление едой на курорте.

- Вполне могла быть и «кессонка», - говорит Игорь, дайвер с 30-летним стажем и инструктор дайв-школы в египетском Дахабе. – Обычно в недельных дайв-турах, которые полностью проходят на яхтах, туристы погружаются 5 дней подряд дважды в день – утром и вечером. А первый и последний день отдых, такие правила. Но у нас был случай, когда очень опытный дайвер, пройдя все погружения и отдохнув сутки, чуть не умер в самолете. Он потом сам вспомнил, что во время последнего погружения на 22-х метрах увлекся и на 37-й минуте обнаружил, что превысил время бездекомпрессионного предела. Воздуха у него уже было в обрез, и он пошел а поверхность в обычном режиме, хотя в случае превышения бездекомпрессионного лимита всплывать надо в другом ритме, постепенно. Уже на яхте он почувствовал лёгкое головокружение, онемение в левой руке и предплечье и в указательном пальце правой руки, будто он их отлежал. Но это быстро прошло, еще сутки он чувствовал себя прекрасно, ездил на экскурсии. А в самолете головокружение и онемение вернулись, состояние быстро прогрессировало, он терял сознание. К счастью, организм оказался крепким, а на борту нашлись врачи. Диагноз, который тому парню поставили уже дома, ДКБ, хотя с момента последнего погружения прошло более суток, а раньше с ним ничего такого не было.

Инструкторы по дайвингу советуют туристам, чтобы обезопасить себя, не нарушать технику безопасности, в частности, декомпрессионные лимиты (безопасные с точки зрения перенасыщения крови азотом время и глубина погружения), а также планировать свою поездку так, что между последним погружением в глубину и до подъема на высоту оставались как минимум сутки. Также опасно для здоровья менее чем через сутки после погружения на глубину подниматься в горы, летать на парашютах и парапланах, а туристы в сезон регулярно грешат именно этим.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах