Штраф в 10 тысяч рублей — именно так предлагается «небольно» наказывать за оставление места ДТП — еще недавно считался бы «крупнее крупного». Однако целый ряд последних нововведений в административном законодательстве побил недавние рекорды, и сейчас десятитысячный штраф — просто достаточно крупный. Особенно если учесть, что альтернатива — пятнадцать суток или полтора года без прав, что может стоить многим, особенно профессиональным водителям, работы, а значит, обойдется дороже.
- На данный момент статья 12.27 п. 2 КоАП РФ предполагает лишение права управления транспортными средствами на срок 1 — 1,5 года либо арест до 15 суток, - рассказывает юрист Алексей Голубев. - Нарушение сформулировано как «Оставление места ДТП в нарушение Правил дорожного движения...», а п. 2.5 ПДД требует от водителя без всяких оговорок «немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Повторюсь: никаких исключений, связанных с отъездом на обочину, закон не прописывает, оставляя подобные вопросы решаться в судебном порядке.
При этом невыполнение других обязанностей участника ДТП «оценивается» куда дешевле — в 1000 рублей. Именно такой штраф назначают (п. 12.27.1 КоАП) за то, что участник ДТП не оказал помощь пострадавшим (кстати, на машине-участнике ДТП везти их в больницу не разрешается, следует вызывать скорую или ловить попутную машину). Или — если не освободил проезжую часть, зафиксировав (сфотографировав) положение транспортных средств на ней в момент аварии. Да, такая обязанность у участников ДТП тоже есть — вот только ее невыполнение оказывается куда дешевле, чем оставление места ДТП…
- Не отъехал на обочину — можешь получить штраф в 1000 рублей, - резюмирует Алексей Голубев. - Отъехал — есть ненулевой риск, что на тебя составят протокол за оставление места ДТП, и придется судиться уже по лишению прав на год или полтора. Понятно, что многие водители минимизируют юридические риски — и оставляют автомобиль в полосе. С риском для жизни, конечно же.
«Я разбирал пример, как на водителя составили протокол и отправили в суд, потому что он переставил машину на 30 метров от места ДТП, - отмечает автоэксперт Александр Шумский. - У судей появится хоть какая-то альтернатива бессмысленному лишению прав ни за что. Это я однозначно поддерживаю».
Автомобилисты часто действительно боятся отъезжать к обочине без команды инспектора ДПС, подтвердил офицер ГИБДД, много лет прослуживший в Дмитровском районе Подмосковья. «В области сейчас немного скоростных трасс, не являющихся платными, поэтому таких катастроф, как регулярно случаются на МКАДе, не происходит, - отметил собеседник «МК». - Но на нескоростных трассах это создает огромные заторы, люди просто боятся отъезжать на обочину, поскольку опасаются, что их признают виновными в оставлении места ДТП».
На платных трассах в случае ДТП на место происшествия оперативно прибывают аварийные патрули, задача которых прежде всего очистить полосы движения и не допустить вторичных аварий, добавил сотрудник ГИБДД. А вот на остальных дорогах экипажа ДПС можно ждать несколько часов, и если не получается оформить «европротокол», оформление затягивается надолго.
- Стоило бы лучше прописать четкий алгоритм очищения полосы и исключение из пункта 2: наказание за оставление места ДТП, за исключением перемещения транспортного средства на обочину, - предлагает собеседник «МК». - А пока остаются две взаимоисключающих обязанности, получается, что любой вариант возможен, просто он платный. И это большой подарок тем, кто просто оставит место ДТП и поедет дальше: найдут — договорится и оплатит штраф в 10 тысяч.
Получается, выбор остается между двумя вариантами: опасным, но дешевым — остаться в полосе движения, с возможным тысячерублевым штрафом и еще более вероятным тяжелым вторичным ДТП, и уехать буквально куда угодно — в том числе и на обочину, но можно и дальше… Как говорится в рекламе, «всего за 10 тысяч». Кто торопится — заплатит, такая вот логика.