Число бурых медведей в России за последние несколько лет значительно возросло, что моментально отразилось на их взаимодействии с людьми. Теперь сообщения о нападениях на человека стали едва ли не нормой и поступают из различных регионов России с печальным постоянством.
Оккупация
Как же так получилось, что при наличии в стране легального многовекового охотничьего промысла ситуация дошла до такого? Причин тому несколько. Одна из самых основных проблем — падение интереса к зверю со стороны охотников. Высокие тарифы на добычу, высокая степень зараженности хищника паразитами — трихинеллез стал слишком распространенным заболеванием у медведей, а это автоматически лишает охотника трофея и обнуляет все его старания, поскольку такая туша подлежит обязательной кремации. Сюда же идут все связанные с подобным промыслом финансовые риски, так как охотничьи затраты перестают окупать сам процесс. И получается, что помимо рисков охотник работает себе же в убыток. Конечно, доля энтузиастов в регионах всегда остается, кому интересна сама атмосфера промысла, нахождение наедине с дикой природой, азарт и острые ощущения, за которыми гонится любой уважающий себя охотник, однако когда атмосфера бьет по кошельку, желающих с каждым годом становится все меньше.
В качестве примера можно привести Магаданскую область, где численность бурых медведей бьет все рекорды — популяция увеличилась вдвое за последние десять лет. Специалисты отмечают, что на данный момент в лесах региона расхаживает порядка 18 тысяч косолапых. Только за 2023 год популяция бурых выросла на две тысячи особей.
Охотоведы региона заявили, что за последнее десятилетие количество охотников снизилось в два раза — официально в базе зарегистрировано около 13 тысяч человек, но большая часть из них — охотники на птицу или мелкую дичь. Эксперты отмечают, что квоты на добычу медведя в регионе не осваиваются, а значит, зверь продолжает размножаться вне всякого контроля, заполняя собой леса и поля. И это только пример одного региона!
И медведей становится больше. Дикий зверь уже разве что не оккупирует Москву. Вышедших из лесов медведей уже видят в Волоколамске и Дмитрове. А вышеописанная проблема — не единственная причина, которая породила данную ситуацию. Рост популяции любого зверя, даже человека, требует кормовой базы, которая станет насыщать приплод. Ареал распространения также увеличивается, звери не будут жить в тесноте. А если не хватает территории и подножного корма — конфликт соседствующих сторон неизбежен. И вот тогда медведи начинают выходить к жилому сектору, благо там есть чем поживиться.
И вот тут всплывает другая проблема. Население наше любит животных, как домашних, так и пришлых из лесов. Большинству кажется, что бедные звери выходят к ним подружиться или с просьбой о помощи. А это вовсе не так. У диких зверей четко практические задачи — наесться, при этом сделать для этого минимум усилий. Медведи, к примеру, давно раскусили формулу: человек может накормить просто так. К нему можно приходить как в столовую. А если еды не окажется — можно заняться исследованием мусорных свалок, а также иногда закусить собакой, особенно если та на привязи и убежать у нее не получится. И люди ведутся на подобное проявление заботы о несчастных зверушках, оголодавших в лесу.
Даже если звери действительно испытывают нехватку пропитания в лесах — подкармливать их не нужно! Они уже никогда не уйдут из мест, где у них получается добывать пропитание с минимальными затратами. А дальше разбираться с их поведением будут те, кто их приручил? Конечно, нет. Они свалят эту задачу на охотоведов. И в самом лучшем случае медведя придется отстрелить. Но сегодняшняя ситуация уже вышла из-под контроля, и медведи начали атаковать человека. Он вкусный, его много, он беззащитен и слаб.
Кладбищенские звери
Другой проблемой с хищниками являются ритуалы человека на кладбищах, когда на могилах или около них люди оставляют продукты питания, которые не могут не привлечь хищника. Яйца, конфеты, кутья и прочие продукты слишком хорошо пахнут для обостренного и естественного обоняния медведей — и вот они уже среди могил подъедают то, что якобы предназначено покойной душе.
Но дальше — больше. На сцене появляются медведи-могильщики. Это такой подкласс, который помимо гостинцев на кладбищах интересуется и содержимым могил. То есть существуют медведи, которые устраивают настоящий вандализм, подкапывая могилы. Описывать некоторые случаи лишний раз даже не хочется, читатель с хорошей фантазией может сам догадаться о последствиях таких действий на местах упокоения.
Практически во всех случаях разорителей могил охотоведы вынуждены ликвидировать, так как хищники, почуяв легкую добычу, уже не уйдут просто так. Их не останавливают ни отпугиватели, ни само появление человека — медведи сравнительно быстро ко всему привыкают, а желание перекусить с минимальными затратами и вовсе искоренить невозможно.
Скотинники и собакоеды
Другая проблема для человека со стороны медведей — домашний скот. Существует подкласс таких бурых, которые успешно и с удовольствием нападают на овец, коз, коров и лошадей. Прогнать их тоже не является возможным, уж больно вкусны и беззащитны закуски в виде говядины, конины или баранины. Впрочем, хозяйские собаки тоже неплохой вариант заморить червячка, особенно если шавка на цепи — чем не шведский стол? Таких медведей тоже приходится отстреливать, иначе никак.
Природные пожары
Да, это тоже одна из причин, почему дикие звери выходят из леса. Но здесь уже причина вынужденная по всем параметрам — сгорать в огне никто не хочет. Медведи, как крупные представители хищников, первыми покидают такие места, а вот куда получится выйти из горящего леса — ситуация непредсказуемая. Если рядом окажутся поля и реки — они спокойно найдут время на адаптацию и нахождение новых территорий для жилья. А если рядом, ко всему прочему, есть ароматно пахнущие шашлыком (сырым или приготовленным) деревни, зачем искать что-то еще? И снова возникает конфликт соседствующих структур.
Зоозащитники и ограничения на охоту
Тоже старая и грустная история. Защищать животных от жестокого обращения — гуманная и добродетельная цель. Однако когда добрые намерения превращаются в фанатичные и неаргументированные поступки — страдать начинают все вокруг. «Зеленые» смогли добиться ограничений в добыче медведя в берлогах (кстати, на Руси такая охота считалась вполне уместной, пусть и опасной), благодаря чему охотникам, что называется, подзаткнули ружья буквой закона. Сроки охоты на медведя в некоторых регионах и так недостаточно грамотные по датам, так как не пересматривались несколько десятилетий, а ситуация на местах давно изменилась, так еще теперь и берложная охота, которая помогала регулировать популяцию хищников, сошла практически на нет. Охотников запугали проверками и штрафами, изъятием лицензий на охоту и прочими ограничениями.
СПРАВКА "МК"
Вот сводка случаев нападений бурых хищников на человека за первую половину июля. И это только официально зарегистрированные случаи.
• 13 июля в Амгинском улусе Якутии в один из летних домиков у леса забрался медведь, который решил проверить содержимое избушки. Мужчине пришлось его пристрелить.
• 14 июля в Красноярском крае медведь убил вышедшего из автомобиля мужчину.
• 9 июля в Северобайкальском районе Бурятии охотоведами выслежен и ликвидирован медведь, который 2 июля убил на рыбалке женщину.
• 8 июля в лесах Тогучинского района Новосибирской области на мужчину с 12-летним сыном напал медведь. Отец с ранением руки смог уйти от хищника лишь чудом, а ребенок получил психологическую травму.
• 2 июля в Износковском районе Калужской области в лесу на человека напал хищник. Мужчина погиб.
• Также в начале июля в Норильске взрослый медведь зашел на промышленную площадку в разгар рабочей смены, после чего заметившие опасного гостя вахтовики стали прятаться кто куда.
• На Камчатке медведь задрал жеребенка в стаде, хищника пришлось устранять с помощью охотничьего ружья.
• В Кольском районе Мурманской области к жителям поселка Мурмаши из леса вышел медведь. Очевидцы заявили, что зверь пришел именно на местное кладбище, которое часто является местом притяжения хищников из-за оставленных у могил продуктов питания.
• В больницу города Междуреченска в Кемеровской области доставили истерзанную медведем жертву. Человек находился на пасеке, когда туда ворвался медведь. В схватке со страшным зверем человек получил тяжелейшие травмы.
• Кстати, подобный список можно продолжать июньскими сообщениями, а также происшествиями прошлой осени, перечень которых тоже не выглядит успокаивающим.
Предложения экспертов
Время пересмотреть законодательство относительно охотничьего промысла в России. Пока не стало слишком поздно. Если для изменений требуется локальная индивидуальная программа по каждому региону страны — проработать ее в кратчайшие сроки с известными и опытными охотоведами в каждой области, а не с людьми, которые сидят исключительно в кабинетах и имеют слабое представление о ситуации в лесах и полях, получая информацию из папочек на столах.