Вице-президент Академии наук РФ Михаил Пирадов считает, что в нашей стране сейчас три основные проблемы: «безопасность, демография и образование». Как ни странно, все они смыкаются в одной точке – институт семьи. Во-первых, по опросам молодых женщин, большинство из них откладывает рождение ребенка из-за проблем с безопасностью в стране. Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина считает, что сейчас на демографию влияет и большое количество молодых людей, участвующих в СВО. С одной стороны, девушки, которых пугает война, с другой - их потенциальные мужья на фронте, а в итоге у нас минусовой прирост населения, то есть рождается детей меньше в год, чем за тот же период людей умирает. Но демография сама по себе вопрос безопасности страны. Поскольку ВОЗ прогнозирует уменьшение населения России до 100 млн человек к концу столетия, причем это с учетом миграции на нашу территорию. А кто же тогда будет здесь трудиться и защищать наши просторы?! Хотя, по мнению Михаила Пирадова: «Вопрос демографии - это не только вопрос трудовых ресурсов, но и вопрос интеллектуальных ресурсов. Потому что здоровые дети залог успешного развития страны в будущем». Действительно, у нас весьма амбициозные планы, но кто их будет осуществлять?
Проблема настолько острая, что назрел вопрос подготовки специалистов-демографов, которые будут разрабатывать региональные и федеральные программы по поддержке народонаселения. И тут идет смычка с образованием. Главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук, профессор Тамара Ростовская говорит, что «в России нет ни одного вуза, в котором бы обучали на демографа». Она призывает открыть набор на эту специальность хотя бы в 2025 году в некоторых вузах, где есть научная школа демографии.
По данным ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доктора медицинских наук Гузели Улумбековой, в России дефицит женщин основного детородного возраста - от 24 до 35 лет. И он продлится до 2029 года, поэтому идет спад рождаемости с 2017 года по настоящее время. К тому же ситуацию усугубляют социальные проблемы: "При рождении первого ребенка семья теряет 20 процентов своего дохода, при рождении второго доход семьи становится в полтора раза меньше, а при рождении третьего в два с половиной раза». Также Гузель Улумбекова считает, что у нас занижены цифры количества семей за чертой бедности. Из имеющих детей реально их 80 процентов. Особенно остро стоит вопрос с матерями-одиночками, которые воспитывают 5 миллионов детей, но никогда не были замужем. Почти все они живут очень бедно.
Аудитор Счетной палаты Сергей Шогрин думает, что одними деньгами проблему не решить. Тем более, что. повышая выплаты бедным, «мы упускаем средний класс, который охотно рожает и воспитывает детей». Он привел цифры, доказывающие, что сейчас в приросте населения большую роль стало играть рождение третьего и последующих детей, а количество рождений первенцев сократилось.
Заместитель Секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», депутат ГД Анна Кузнецова констатирует, что за прошедшие десять лет количество многодетных семей увеличилось вдвое. «35 процентов россиян хотят быть многодетными по социологическим опросам». Сейчас в нашей стране 9,4 процента многодетных семей, но в них воспитывается каждый четвертый ребенок России. Как тут не поверить в старинную присказку, что в семье любовь не делится, а умножается.
Но все эксперты едины во мнении, что необходимо мотивировать молодежь к созданию семьи посредством культурного воздействия. Заместитель министра культуры Надежда Преподобная отмечает, что «увеличилось в прокате количество семейных фильмов, а это значит, что вырос спрос на такую кинопродукцию у аудитории».