Закон о невозвратных тарифах, разработанный Минэкономразвития, предполагается запустить уже с 1 марта 2025 года.
- Российские отели жаловались, что туристы на всякий случай бронируют номера сразу в нескольких, а потом просто не приезжают, не сняв бронь, а отели из-за этого простаивают, - поясняет причину появления нового законопроекта Тимур, менеджер столичной турфирмы по внутренним направлениям. – Теперь предоплату за бронирование не вернут, даже если турист данной бронью не воспользуется. Вернее, вернут, но только в двух случаях – если тяжело заболеет или умрет он сам или член его семьи, не тяжелые заболевания и отдаленные родственники уважительной причиной не считаются.
В Минэкономразвития отмечают, что условия и порядок возвратов средств в указанных форс-мажорных обстоятельствах (болезнь и смерть) будут определены правительством. Однако и туристы, и туроператоры уверены, что польза от такой драконовской меры лишь отельерам. И даже не польза, а просто способ нажиться.
- За примером далеко ходить не надо, - говорят у одного из ведущих российских туроператоров, - у нас уже есть невозвратные билеты, но они хотя бы дешевле возвратных. А отели могут взять и объявить невозвратными свои уже существующие тарифы, им же надо развиваться, им и зеленый свет.
Категорически против нового закона и в Альянсе туристических агентств, вице-президент которого Алексан Мкртчян отметил, что для гостиничного бизнеса такое предложение Минэкономразвития, безусловно, очень выгодно. А вот риски для туристов, причем не по собственной вине, повышаются. Ведь овербукинг, допущенный самим отелем, не входит в форс-мажорные обстоятельства.
– Выходит, если забронировал и не умер, плати! – возмущается Артем, турист из Сибири, уже столкнувшийся с подобным поведением мини-отеля на Черном море. – Я с детьми, а с билетами на самолет была проблема, поэтому я забронировал несколько вариантов. А когда позвонил отменить лишние брони, хозяйка выдала, что предоплату мне не вернет, мол, теперь это ее законное право.
Однако юристы напоминают, что до 1 марта следующего года, и то только в случае, если многочисленным противникам инициативы не удастся ничего изменить, невозврат денег за неиспользованную бронь отельерами вне закона. В Минюсте это подтверждают: новый законопроект пока на рассмотрении.
- Я не раз на свой страх и риск бронировала невозвратные билеты и отели в Европе, - вспоминает москвичка Маргарита. – Я понимала, что рискую, и что не поеду, действительно, только если не доживу до даты поездки. Но риск того стоил: невозвратные билеты и отели стоили существенно дешевле возвратных. А у нас все то же самое, только возврата нет. Просто обдираловка.
В туротрасли солидарны, что должен соблюдаться принцип «нет услуги — нет оплаты», а «улучшение экономики» отечественных отелей за счет своих же туристов — явно игра в пользу предпринимателей гостиничной сферы, а вовсе не потребителей ее услуг. Хотя именно это, по словам крупных игроков отрасли, уже произошло с авиабилетами. Невозвратный тариф вводили под благим предлогом удешевления цены билета, но дешевле не стало, только обычный «эконом» стал еще и невозвратным. Но если авиаперевозчиков простому туристу не достать, то новая плеяда внутренних отельеров не высоко в небе, а на земле, рядом с аборигенами туристических локаций. А они, особенно в глубинке, новыми предпринимателями недовольны, считая, что они «наживаются на своих же, торгуя родными просторами». А рабочие места вместо земляков отдали трудовым мигрантам и эксплуатируют их копеечный труд.
- У нас уже наказали одну такую умницу, - по секрету признается 56-летний Емельян, житель Алтайского села, неожиданно для многих вдруг ставшего «популярной туристической локацией». – У нее всегда нос по ветру, и тут подсуетилась, выкупила старый сельсовет, подлатала и сказала, что теперь это у нее отель 4 звезды 4200 в сутки. У нас народ бедно живет, деньжищ таких не то, что в сутки, в неделю не видим. Думали, может, хоть на работу возьмет – мужиков на двор, баб на хозяйство. Но нет, она грузовик таджиков привезла и в курятник поселила вповалку. Наши обиделись, дождались первого заезда в этот отель городских — все такие чистенькие прибыли, с малыми и собачками — и устроили заварушку по-нашему, по-простому. Никто не пострадал, но туристы сбежали. Мы считаем, что так этой хапуге-хозяйке и надо.