МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Стройка на века: рекорды БАМа до сих пор не побиты

Ровно 50 лет назад, 8 июля 1974 года, началась история Всесоюзной ударной комсомольской стройки — Байкало-Амурской магистрали.  В этот день постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве БАМа, ставшего символом поколения 70-х.  И уже в конце июля первые комсомольские отряды строителей  июля собрались на берегах Байкала.  За 10 лет активного строительства БАМ побил целую серию рекордов в различных областях, из которых можно было бы создать свою собственную Книгу.  Чем же запомнилась эта уникальная ударная строительная кампания прошлого века?

Митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Россия, Усть-Илимск, Иркутская область. Фото: Petr Malinovskiy/RIA Novosti archive/wikimedia.org

Начнем с того, что магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира, её длина - 4287 км. Из них почти четверть трассы - более 1000 километров — пролегает по зоне вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.  

Фото: Ольга Шуклина

При строительстве БАМа было построено 4242 моста и других водопропускных сооружения  для преодоления  естественных преград. Ведь трасса пересекает 11 крупных рек, среди которых Лена, Амур, Зея, Витим, Олёкма, Селемджа и Бурея. 

Во время строительства было пробито 10 тоннелей. Коршуновский - 950 м, Байкальский  -6685 м, Мысовые тоннели  -414 м, 1843 м, 1706 м, 1344 м,  Кодарский - 1981 м,, Дуссе-Алиньский - 1852 м , Кузнецовский -3890 м,. И наконец,   самый протяжённый в России Северомуйский тоннель - 15343 м, который был достроен и открыт в 2003 году. 

При строительстве железной дороги было основано 63 новых населенных пункта, в том числе — три города:   Северобайкальск, Тында и Февральск. Вдоль трассы возвели более двухсот железнодорожных станций и разъездов. 

Фото: en.wikipedia.org

В пиковый период строительства БАМа на прокладке путей было задействовано 130 000 человек. А общее население региона БАМа на момент окончания основных работ в 1984 году составляло 1 миллион человек. В стройке принимали участие представители 108 национальностей, и около 60% из них  были моложе 30 лет.

Во время строительства устанавливали и трудовые рекорды. Бригада Ивана Варшавского в 1983 году установила рекорд, уложив за сутки 4600 м пути,  но уже через год это достижение было побито, когда бригада Александра Бондаря за сутки проложило 5400 м. пути. 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах