МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Обвинения против сенатора Александра Брыксина могут быть операцией украинских спецслужб – мнение эксперта по фейкам

До 2 июля все, кто был знаком с курским сенатором-единороссом Александром Брыксиным, знали его как верного мужа, заботливого отца четырех детей, прекрасного семьянина и благотворителя. Взорвавшие Телеграм публикации о том, что у него произошел неприятный инцидент с его врачом-реабилитологом, были восприняты как бред или чья-то очень злая и дорогостоящая шутка. Скандал набирал обороты: за два дня благодаря технологии «одна баба сказала» псевдоновость прочли 15 млн человек. Что не так в этой истории, обсудили с экспертами.

Александр Брыксин. Фото: официальный сайт сенатора.

Внятной версии случившегося ТГ-каналы не предоставили – только непонятные домыслы и слухи - якобы на сенатора было написано заявление в полицию. Но ни самого заявления, ни девушку-реабилотолога, это самое заявление написавшую, обнаружить не удалось, а потом и вовсе появилась информация, что заявление написал внезапно появившийся муж. Как утверждают юристы сенатора, они пока вообще не могут подтвердить в МВД сам факт того, что заявление существовало в действительности.

Эта история вызывает много вопросов. Согласно УПК, заявление пострадавшая сторона может подать или она сама, или ее законный представитель – ни у родственников, ни у соседей такое заявление не примут. Без заявления самой пострадавшей или ее законного представителя, коим супруг не является, никаких перспектив у этого дела быть не может, подчеркивает адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «ДИКТУМ» Кирилл Рашкован.

В более поздних публикациях отмечалось, что девушка хотела забрать заявление. Нопросто так его забрать тоже невозможно. Процедура такова, что после подачи заявления автоматически начинается проверка, по результатам которой следователь принимает решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Причем, если в возбуждении дела следователь отказывает, тогда он должен рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по факту ложного доноса. И тем более нельзя забрать чужое заявление, указывает Рашкован.

Есть вопросы и к технике подачи информации. Новость была опубликована на основании слуха, который выглядит как фейк. В такой ситуации доверять можно было бы только первоисточнику – словам заявителей или подлиннику заявления. К тому же в любом конфликте правильно дать слово всем ее сторонам, ведь право на ответ закреплено в законе. В идеале кейс стоило бы разобрать с экспертами – посмотреть, кому выгодна эта вакханалия. Может это внутриэлитная борьба регионального масштаба?

Свой комментарий относительно этой ситуации дал и член Общественной палаты Александр Малькевич – эксперт в области противодействия фейкам.

«Получается, что сейчас бездоказательно можно обвинить в недостойном поведении, в том числе и в преступлении сексуального характера, любого человека. В действительности нужно очень тщательно подходить к публикациям, которые касаются публичных людей, в особенности политиков. К сожалению, сейчас этот вопрос на законодательном уровне очень плохо отрегулирован. Но при публикации любой новости, особенно провокационного характера, должны быть предоставлены доказательства – фото, видео, аудио», – отмечает эксперт.

Кроме того, по мнению Малькевича, вся эта шумиха может являться местью сенатору, представляющему прифронтовой регион, со стороны украинских спецслужб. Организовать подобный вброс очень просто – достаточно иметь доступ к социальным сетям. 

Понятно, что телеграм-каналы не несут ответственности за распространение непроверенной информации. И все же публикация заведомо фейковой информации может разрушить репутацию тех, кто оказался в центре информационной бури. Надеемся, что правоохранители оперативно поставят точку в этой довольно странной истории.  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах