То, что мусорная реформа в Подмосковье, о которой столько писали и говорили и в которую были вложены миллиарды бюджетных рублей, зашла в тупик, — это уже ни для кого не секрет.
Заводы термической обработки отходов до сих пор не построены, вместо старых, закрытых полигонов появились новые, не менее огромные и вонючие комплексы по переработке отходов. Перерабатывается там только небольшая часть привозимого мусора, а все остальное складируется тут же, на территории. Эксперты объясняют такой парадокс нехваткой мощностей.
Но хуже всего, что зимой и весной этого года многие подмосковные города просто утонули в навалах отходов: люди жаловались, что мусоровозы неделями не вывозят мусор. «Такого безобразия никогда не было, к контейнерным площадкам подойти нельзя, крысы и птицы разрывают мешки, ветер разносит мусор по двору», — говорили они.
И вот когда волна негатива вокруг мусорной темы уже достигла пика и о проблеме заговорили даже в Совете Федерации, власти Подмосковья нашли оригинальное решение — на кого можно свалить все свои беды. В том, что подмосковные города утонули в мусоре, якобы виноваты... дачники. Мол, они из экономии платят минимум за вывоз отходов из СНТ, а сами подбрасывают свои мешки с мусором на муниципальные свалки.
«Чиновники сильно ошибаются, обвиняя дачников из СНТ в том, что они подкидывают свой мусор на муниципальные контейнерные площадки. Во-первых, в деревнях тоже есть дачники, которые приезжают на свои участки весной, поэтому мусора объективно становится больше. Во-вторых, регоператоры часто сами нарушают сроки вывоза ТКО (твердые коммунальные отходы), об этом знает каждый председатель, который с ними работает. В-третьих, на многих муниципальных контейнерных площадках банально не хватает контейнеров. Какой будет порядок, если на 200 домов стоит всего 2 серых бака и 1 синий, а график вывоза — 2 раза в неделю? И, в-четвертых, до 20% сельских населенных пунктов вообще не имеют площадок для сбора отходов. Например, в деревне Тараканово Солнечногорского городского округа я вижу постоянные навалы мусора на контейнерной площадке, потому что в ближайших деревнях — Починки, Фоминское, Бородино, Яркино, Дубровки, Осинки — нет ни одной контейнерной площадки. Неудивительно, что жители из этих деревень везут мусор в Тараканово», — говорит Федор Мезенцев, лидер общественного движения «Народный сад».
Тем не менее в апреле 2024 года министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области издало два постановления о порядке вывоза ТКО с территорий СНТ и коттеджных поселков. Дачников решили перевести на норматив: до сих пор они платили за фактически вывезенные объемы отходов. Для регоператора такое решение весьма удобно, ведь норматив все время растет. Например, до 2020 года он составлял 0,76 куб. м в год с одного члена товарищества, а в 2020 году его увеличили до 1,48 куб. м с одного участка. Хотя большинство СНТ, где люди живут только во время дачного сезона, такого количества мусора не образуют даже по старым меркам, когда норматив был 0,76 куб. м в год.
«Сейчас на председателей садовых товариществ оказывают беспрецедентное давление, чтобы они внесли изменения в действующие договоры с региональными операторами и начали платить по-новому. А полномочия по контролю за ТКО передали в новое министерство — Минчистоты», — рассказывает Федор Мезенцев.
Естественно, дачники возмутились: почему, говорят они, мы должны платить за неоказанные услуги? Тем более что причина, повлекшая нововведения, кажется им надуманной: ни один нормальный житель СНТ не повезет мусор мимо своей площадки на муниципальную, чтобы сэкономить деньги.
Практически все территории СНТ и КП в Московской области закрыты для посторонних, поэтому контейнерными площадками пользуются только свои жители. Более 50% контейнерных площадок оборудованы видеонаблюдением: так правление следит за порядком, выявляет нарушителей. Например, чтобы люди не бросали крупногабаритный мусор или строительные отходы — их нужно вывозить по заявке отдельными бункерами (от 6 куб. м), также нельзя бросать в общий контейнер опавшие листья, скошенную траву и выполотые сорняки. У нас в СНТ везде порядок, а вот на муниципальных контейнерных площадках часто образуются навалы мусора, особенно с началом дачного сезона, говорят возмущенные садоводы. И, в общем-то, им можно верить: это не голословные заявления.
С 2019 года в Подмосковье вывозить твердые коммунальные отходы имеют право только специализированные организации, региональные операторы. За 5 лет фактически все СНТ и коттеджные поселки выстроили четкую систему работы с регоператорами. Более 70% договоров были заключены с учетом сезонности проживания и исполняются по принципу: вывоз мусора осуществляется по графику или по заявке, а оплата производится по факту реальных объемов ТКО. Около 30% СНТ при такой схеме работы экономят на вывозе ТКО, разделяя мусор и сдавая пластик, стекло, жестяные банки на вторичную переработку. Выигрывают все: жители экономят — бизнес зарабатывает. И вот теперь отлично налаженную систему обращения и утилизации отходов в садовых товариществах хотят сломать. Кто будет разделять мусор, если все равно придется платить за вывоз мусора по нормативу?
По словам Федора Мезенцева, дачники не обязаны заключать дополнительные соглашения, к чему их вынуждают областные чиновники. В соответствии с положениями Федерального закона №89 владельцы закрытых контейнерных площадок могут выбирать порядок вывоза ТКО — по нормативу или по факту. Поэтому дачники вправе вывозить мусор так, как они это делали в течение 5 лет.
«Конечно, общественники и председатели СНТ готовы в рабочем порядке обсудить с Минчистоты проблемы вывоза ТКО как в СНТ, так и в муниципалитетах, чтобы общими усилиями навести порядок. И если чиновники ошиблись, то любой нормативный акт можно скорректировать, но давить на нас не нужно», — говорит эксперт.
Ну а что делать председателям СНТ, если не удастся все-таки найти общий язык с чиновниками? Обязаны они подписывать дополнительное соглашение и переходить на новые правила вывоза мусора или нет?
«В соответствии с положениями ст. 431 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора — это первое. Второе — понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. И третье — стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но постановление областного правительства не является законом, а поэтому не может обязать членов СНТ вносить изменения в договоры», — объясняет эксперт.