Смертный приговор, вынесенный рэперу Тумаджу Салехи, отменен Верховным судом Ирана, сообщил его адвокат. Как пишет The Guardian, это решение было принято в разгар президентской избирательной кампании в Иране, но, похоже, никак не связано с ожесточенными общественными дебатами о будущем направлении Ирана, включая права женщин не носить хиджаб, если они того пожелают.
“Смертный приговор Салехи был отменен”, - сообщил адвокат рэпера Амир Раисиан в своем посте на платформе X, добавив, что верховный суд распорядился о пересмотре дела.
В апреле иранский суд приговорил Салехи к смертной казни за тяжкое преступление, связанное с “коррупцией на Земле” (этот термин используют в Иране для обозначения широкого круга правонарушений, в том числе связанных с исламской моралью), заявил тогда Раисиан. Рэпер также был признан виновным в “содействии подстрекательству к мятежу, собраниях и сговоре, пропаганде против государства и призывах к массовым беспорядкам”, сообщил адвокат.
Как напоминает The Guardian, 33-летний Салехи был арестован в октябре 2022 года после того, как публично поддержал демонстрации, которые вспыхнули месяцем ранее после смерти девушки Махсы Амини в полицейском участке.
Множество западных знаменитостей, собранных "Индексом цензуры", включая писательницу Маргарет Этвуд, группу Coldplay и певца Стинга, призвали к его освобождению.
После ареста Салехи провел год и 21 день в тюрьме, в том числе 252 дня в одиночной камере. После освобождения под залог он рассказал, что подвергался “жестоким пыткам” во время пребывания в тюрьме. Две недели спустя, в декабре 2023 года, его снова арестовали и предъявили обвинение в “коррупции на Земле”.
Точные сроки его смертного приговора были оспорены некоторыми иранскими властями, которые заявили, что верховный суд при вынесении приговора добавил, что он заслуживает помилования из-за своей молодости. Ему все еще может грозить длительный тюремный срок.
“Индекс цензуры", Фонд по правам человека и международная юридическая команда Салехи в Doughty Street Chambers заявили: "Хотя решение Верховного суда является важным исправлением жестокого и незаконного обращения с господином Салехи, крайне важно, чтобы его права должным образом соблюдались. Дело г-на Салехи было возвращено в отделение 1 революционного суда Исфахана для повторного вынесения приговора. Даже более короткий срок тюремного заключения был бы несправедливым: г-н Салехи не сделал ничего, кроме как призвал к соблюдению своих основных прав и прав других иранцев. Он должен быть свободен, чтобы продолжать заниматься музыкой и получать необходимую медицинскую помощь, в которой он нуждается после своего тюремного заключения, без какого-либо дальнейшего тюремного заключения, притеснений или преследований”.
Двоюродный брат Салехи Арезу Эгбали Бабади и его друг и менеджер его аккаунтов в социальных сетях Негин Никнаам выступили с совместным заявлением, в котором говорится: “Солидарность и поддержка международного сообщества сыграли решающую роль в освобождении Тумаджа Салехи. Мы выражаем нашу искреннюю благодарность всем, кто так или иначе способствовал достижению этого результата. Однако мы не должны упускать из виду незаконные и репрессивные правила, которые продолжают оказывать серьезное психологическое давление на тех, кто стремится к свободе, их семьи и общество в целом в Иране. Хотя мы настаиваем на безусловной свободе Тумаджа и надеемся увидеть его как можно скорее, мы не можем забыть о несправедливости, с которой мы столкнулись в этот период”.
Салехи ранее говорил, что иранцы “живут в ужасном месте. Вы имеете дело с мафией, которая готова уничтожить целую нацию, чтобы сохранить свою власть, деньги и оружие”, пишет The Guardian.
Его дядя Икбал Икбали, живущий в Германии, сказал, что Иран находится “на той стадии, когда взрыв гнева иранского народа против безграничной тирании неизбежен”.
На следующей неделе в Исламской Республике должны состояться президентские выборы, и между единственным кандидатом-реформистом Масудом Пезешкианом и пятью консерваторами разных убеждений разгорается все более ожесточенная конфронтация. Скандалы включали отказ от участия в теледебатах, дочь одного из кандидатов отрицала, что они ездили за роскошными покупками в Турцию, а также столкновение с Джавадом Зарифом, бывшим министром иностранных дел, который поддерживает Пезешкиана, отмечает The Guardian.
Были также споры о причинах повсеместной бедности, навязывании ношения хиджаба, фильтрации Интернета и роли ядерной деятельности Ирана в введении санкций, но мало что было сказано об обращении судебной системы с диссидентами.
Пезешкиан пытается убедить разочарованных иранцев в том, что голосовать стоит. Опросы показывают, что у него достаточно хорошие результаты, чтобы пройти во второй тур, где он, вероятно, проиграет одному из сторонников жесткой линии.