Обстоятельства уголовных дел Фогеля и Грайнер практически идентичны, но, как считают близкие Марка, Грайнер почему-то оказалась нужнее своей стране, чем законопослушный школьный учитель Фогель.
95-летняя Мальфина Фогель, мать Марка, говорит, что не боится бросить вызов правительству США, чтобы только увидеть своего 63-летнего сына дома живым.
Летом 2021 года Марк Хиллиард Фогель был арестован, а летом 2022 года приговорен к 14 годам колонии общего режима из-за провоза для целей личного использования медицинского наркотика, который был обнаружен в его чемодане в «Шереметьево».
До момента задержания Фогель работал в англо-американской школе при посольстве США в Москве, имел общий педагогический стаж 36 лет.
В суд были представлены десятки исключительно положительных характеристик с места его работы и по месту жительства в Москве. «Целый том уголовного дела был посвящен медицинским документам Марка Фогеля, — рассказывает юридический представитель семьи Дмитрий Овсянников. — Я не могу подробно останавливаться на этом, но у него много диагнозов, сопровождавшихся сильными физическими болями. В молодости Фогель получил серьезную травму, которая со временем прогрессировала. За последние тридцать лет ему пришлось перенести четыре операции на позвоночнике, были заменены несколько позвоночных дисков и вставлены титановые стержни, усиливающие спину, также было проведено дополнительное хирургическое вмешательство на ноге с установкой протеза».
Известный американский доктор рекомендовала мужчине для купирования хронических острых болей употреблять электронную сигарету с медицинским наркотиком. Специалист дала ему направление в министерство здравоохранения штата Пенсильвания, где он получил медицинскую карту для легального приобретения в аптеке указанных препаратов, содержащих наркотическое средство, сроком на 1 год — с 28.07.2021 по 28.07.2022. С точки зрения американского законодательства Фогель все сделал, как должно.
Роковая оплошность заключалась в том, что в Россию провоз этих веществ даже с рецептом строго запрещен. Марк ориентировался на то, что наше законодательство в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу, давало послабление болельщикам, в медицинских целях им разрешили брать с собой в Россию препараты, содержащие наркотические или психотропные компоненты, если при себе имелось разрешение от врача.
В 2021 году с момента окончания мундиаля прошло уже три года, но американец решил, что правила остались прежними — и пострадал за это.
«Это была моя ошибка, в которой я чистосердечно раскаиваюсь», — в своем последнем слове пытался достучаться до суда Марк Фогель.
Естественно, незнание законов никого не освобождает от ответственности, однако приговор, по мнению многих, был предельно суров.
Дали Фогелю по полной — 14 лет лишения свободы, которые он отбывает в одной из колонии Мордовии (кстати, в этом же регионе сидела и Бритни Грайнер).
Но если за свободу чернокожей спортсменки нетрадиционной ориентации, демократки и сторонницы скандального движения Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение») сражался весь американский истеблишмент, правительство, Госдеп, ЛГБТ-активисты и даже Байден лично, то больной и пожилой республиканец Фогель оказался никому не интересен…
«У Грайнер тот же состав и те же статьи УК, как и у Фогеля, и даже линия защиты точно такая же — препарат выписан ей врачом для медицинских целей, баскетболистку в итоге осудили на 9 лет колонии, Фогеля на 14. Ее обмен на Виктора Бута и последующее освобождение, как считают родственники Марка, напрямую связано с проявлением политической воли со стороны американского правительства, которой по отношению к Марку не оказалось», — продолжает Дмитрий Овсянников.
Несколько дней назад, отчаявшись, Мальфина Фогель подала иск против госсекретаря Энтони Блинкена и Государственного департамента США.
Она потребовала, чтобы госсекретарь Блинкен в соответствии с «Законом Левинсона» признал ее сына «неправомерно задержанным», как было сделано с Бритни Грайнер.
Закон описывает 11 критериев, которые определяют этот статус. «По мнению семьи, Марк удовлетворяет 8 из них», — подчеркивает адвокат.
Роберт Левинсон являлся бывшим американским агентом управления по борьбе с наркотиками и агентом ФБР. В 2007 году он исчез при выполнении задания. Предполагается, что он содержался в одной из секретных иранских тюрем и в 2020 году скончался. На протяжении всего этого времени, как было неоднократно повторено представителями правительства США, поиск Левинсона являлся «первоочередной задачей для Соединенных Штатов».
Сейчас закон его имени призван решить проблему неправомерного, с точки зрения США, задержания граждан страны за рубежом.
В соответствии с положениями этого документа, власти обязаны оказывать поддержку семьям «незаконно задержанных» и предоставлять им последовательную и точную информацию о содержании их близких в местах лишения свободы за границей.
В жалобе матери утверждается, что в их ситуации госсекретарь Блинкен не смог назвать уважительную причину, по которой «Закон Левинсона» не применили по отношению к ее сыну и это нарушило права семьи на надлежащую правовую процедуру.
В иске госпожи Фогель также говорится о том, что нет никакой рациональной связи между фактами дела Марка Фогеля и отказом Государственного департамента объявить его незаконно задержанным.
«Отсутствие прозрачности и коммуникации помешало Марку и его семье реализовать их конституционные права в соответствии с американской Конституцией».
«Фактически мать призывает через суд вспомнить американское правительство о деле ее сына, признать его неправомерно задержанным и сделать все, чтобы вернуть домой. Подобное равное и справедливое обращение, как она считает, должно касаться всех американских граждан, задержанных за границей, — уточняет Овсянников. — Что еще важно добавить, со стороны российского МИД были упоминания о том, что Россия готова и дальше обмениваться заключенными, препятствия чинятся именно американской стороной».
Хотя Фогель имеет право на длительные свидания, естественно, его престарелая 95-летняя мать не в состоянии приехать в России, чтобы встретиться с ним.
Известно только, что во многих исправительных колониях в РФ и об этом открыто говорится, есть проблемы с лекарственным и медицинским обеспечением. Так, например, обезболивания дают самые простые, а врачей не хватает.
«Марк держится, изучает русский язык, пытается преподавать английский другим осужденным. Ходит в церковь, верит в Бога и надеется на справедливость», — говорит Овсянников.
Тем не менее, по словам родных, состояние его здоровья стремительно ухудшается. Вступившись за Грайнер, демократ Байден показал своим избирателям, что ему не плевать на них, возможно, незадолго до выборов республиканцы вспомнят и про другого гражданина своей страны - Марка Фогеля?
«По сути этот иск, как считает мать, единственный способ достучаться до американских политиков, которые принимают решения. Она цепляется за каждую ниточку, чтобы спасти своего сына и дождаться его», — говорит адвокат.