В этом году, благодаря увеличенным квотам, в паломничество в Мекку и Медину (Саудовская Аравия) впервые отправилось свыше 25 тысяч российских мусульман, в связи с чем в Саудовской Аравии работает специальная хадж-миссия из РФ. По ее сообщению, подтвержденному и генконсульством РФ в Джидде, четверо погибших во время хаджа прибыли из Дагестана, среди них одна женщина, а еще одна паломница — мусульманка из Московской области. Обе дамы 1955 и 1956 годов рождения, по оценкам медиков, умерли после пешего паломничества несколько десятков километров по жаре в +51 градус. Установлено, что один из скончавшихся мужчин 1955 года рождения умер от сердечной недостаточности, у другого был порок сердца и сахарный диабет. Все люди немолодые, с хроническими заболеваниями — так что смерть их естественная. А для правоверного умереть во время хаджа и быть похороненным в священной Мекке величайшее благо — это первая реакция мусульман на подобные вести.
- Некоторые даже специально для этого едут, хотя, конечно, это не афишируется, - в частной беседе рассказывают российские дипломаты, работающие в Саудии. - Те, кто не в теме, удивляются: супружеская пара еле ходит, обоим под 70, знают же, что невыносимая жара, на которой их хронические болячки обязательно обострятся. А если уж приехал, то все ритуалы необходимо выполнить, а это долгие переходы по жаре, причем мужчинам нельзя даже покрывать голову, несмотря на солнцепек. И все равно едут. Это благостный конец, и этими «хаджи» (так называют мусульман, совершивших хадж — авт.) будут гордиться их дети, внуки и правнуки.
Погибших в хадже российских правоверных решено предать земле в священной Мекке, так что семьи уже могут ими гордиться. В хадж-миссии, правда, отмечают, что из пятерых лишь двое зарегистрированы официально и прибыли по хадж-визе, остальные «совершали обряды нелегально». Что это значит, мы поинтересовались у иранки Сахеры Рахмани, с 5 лет постоянно живущей в Москве, а свой первый хадж совершившей еще в 13 лет.
- Меня взяли с собой родители, - вспоминает Сахера, сама недавно вернувшаяся из хаджа уже с собственными маленькими детьми. - Моим дочкам-двойняшкам 8 лет, а младшей 4 с половиной, с такими, конечно, в хадже тяжело. Но мне тогда было 13, а из хаджа я вернулась уже 14-летней. С тех пор я еще трижды свершала умру — малый хадж, но самые яркие впечатления именно от первого раза.
- Тяжело, наверное, было по жаре?
- Наш хадж выпал на зиму, он же каждый год по-разному. Днем было тоже жарко, но не изнуряюще, мне даже нравилось. Но ночью становилось холодно, из-за резкого перепада температур все болели, особенно на Минах (во время основного Хаджа к Трем столбам в Мине паломники живут в долине Мина в палаточном городке — авт.).
Конечно, немолодым и нездоровым тяжело. Умирают паломники каждый год, но обычно от давки. Ведь ради пяти дней, в которые совершаются основные обряды, группы съезжаются за месяц до этого, и многие остаются еще на месяц. Поэтому мои родители предпочитали совершать хадж в месяц Рамадан, не с основными толпами. Но в этом году против обычного очень мало народу, давки нет. Зато много паломников из России.
- Правда, что мужчинам нельзя покрывать голову даже на солнцепеке?
- У хаджа есть свои обязательные требования, ведь он считается репетицией Судного дня, в который человек должен предстать перед Всевышним таким, каков он есть. Чтобы никто не выделялся, чтобы разделение на бедных и богатых не было заметно даже в мелочах, любая пошитая одежда и обувь запрещены, равно как и покрытие головы. Женщинам запрещено прятать лицо и кисти рук. Также как и в Муздалифе и в долине Мина в дни ташрика (после Курбан-Байрама — авт.) все в обязательном порядке ночуют в палатках, даже если изначально остановились в пятизвездочном отеле.
- А кто-нибудь живет постоянно в палаточных городках?
- Возможно, те, кто прибывает организованными группами по хадж-визам. Такие поездки, обычно со скидками, организуют в том числе для малоимущих мусульман религиозные общины, так как поездка на хадж – дело весьма дорогое и многим не по карману. Самостоятельные паломники тоже не возбраняются: те, у кого есть на это средства, покупают хадж-туры в специальных халяль-турфирмах, а те, кто уже не впервые и хорошо знают процедуру, просто едут сами.
- То есть, российские паломники без хадж-визы — это не преступление?
- Против веры не преступление. Но если они впервые, то лучше, конечно, быть в организованной группе с опытным наставником, иначе с непривычки в такой гигантской толпе и на такой жаре можно и растеряться, и потеряться. А при паломнических группах обычно и свои врачи.
Ходят слухи, что из-за большого наплыва коммунальные службы не справлялись и паломники подолгу оставались без еды и воды, а в помещениях, где их разместили, в +51 не было кондиционеров. Так ли это, спрашиваем у Шамиля Садыкова, издателя из Татарстана, находящегося в Мекке прямо сейчас.
- Для паломников это, конечно, физическое испытание, особенно, для пожилых, - отвечает Шамиль. - Жара в среднем +40-47. Но кондиционеры тут есть даже в палатках, в которых живут паломники в долине Мина. Пожилых паломников везде сопровождают врачи. Например, из Татарстана здесь сейчас 20 врачей разных специальностей, включая травматологов и кардиологов.
- А как насчет еды-воды?
- Ограничений по питанию никаких нет — ни религиозных, ни по организации. Питание везде четко организовано. Есть только ограничения по одежде в основные дни хаджа, и только для мужчин. Можно лишь завернуться в два куска материи, никакого нижнего белья, обуви, головных уборов, только несшитые тапки без задников. В хадже человек должен быть в состоянии как после воскрешения, в том виде, в каком его похоронили. Только пройдя эти трудности и испытания, человек отмоет грехи.
- Много с малыми детьми, к хаджу же допускают прямо с пеленок?
- В этом году людей вообще меньше обычного, хотя все равно 1,8 млн паломников, из них 80% паломников из России, в основном из республик Кавказа. Детей мало, если есть, то только местные. Чтобы приехать на хадж, нужна путевка и хадж-виза. Во многих мусульманских странах большая очередь на получение квоты. Люди иногда до 10 лет могут ждать своей очереди. Погибших в российских группах обычно мало относительно общего количества, и в основном, это всегда возрастные люди. Хотя в целом, смерти в хадже происходят ежегодно. Но для каждого паломника считается большим счастьем умереть во время хаджа и быть похороненным в святых городах. По мнению религиозных деятелей, такая судьба может постичь лишь самых безгрешных.