– Единственное, что мы потеряли, – это прекрасную постановку всемирно известного латвийского режиссера Алвиса Херманиса, – рассуждает в беседе с «МК» актриса Ольга Шукшина. – Речь о пьесе «Рассказы Шукшина». Театр Наций объездил полмира с гастролями этого спектакля и везде имел огромный успех. В главных ролях были Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Спектакль был просто на разрыв театрального мира десятилетней давности, а постановка получила самую высокую оценку критиков и коллег актеров. Но больше всего похвал тогда досталось исполнителям актерам Миронову и Хаматовой. Их творения на сцене стали огромным спектром разных ролей – и по типажу, и по возрасту, и по социальной принадлежности. Как обычно, в рассказах Шукшина люди совершенно разные, простые и понятные, но все типажи и герои очень яркие.
– Ну а что делали в этом спектакле его главные персонажи?
– То, что вытворяла Чулпан вместе с Евгением Мироновым, — от этого все зрители просто валялись под стульями и писались под себя (уж извините за такое сравнение, но просто животик не выдерживал). В театральном мире это сравнимо с «Цирком дю Солей», такой это был высший пилотаж. Здесь буквально совпали слова автора пьесы и выдающийся талант исполнителей. Довольно камерная обстановка актеров вместе с актрисой Юлией Пересильд.
У меня просто сердце плачет от того, что мы не можем сейчас наслаждаться этой постановкой. Ну ладно, мы – российский зритель, а европейские ценители – тем более. Вот где мы сейчас хлебаем, я уже не говорю про человеческие жертвы. Все идет в Тартар благодаря человеческому фактору – в самом негативном смысле.
Я уверена, человечество будет за это расплачиваться. Все, кто в этом участвует, кто лишает нас этого праздника искусства, когда душа переворачивается. В этом спектакле душа именно испытывала катарсис. Зрители из зала выходили очищенными, заново родившимися.
На тот момент режиссер Херманис со свойственным прибалтийским акцентом сказал про драматургию Шукшина, что вы даже не представляете, какой жемчужиной вы владеете. Синтез всего был настолько необычен: Шукшин казался настолько несовременным из другой эпохи, режиссеры с Прибалтикой казалось бы чуждый нашей российской глубинной культуре, и вот это все так совпало абсолютно, и получился взрыв самого настоящего культурного искусства, которые могут дать в развитии человеческому духу.
Вот это на подмостках Театра наций было сделано. И просто слезы капают, и да я звонила в Ригу и мне сказали, что среди актеров в театре произошла замена, но на замену Хаматова не согласилась. Отчасти вина лежит и на ней, поскольку непонятно, как Чулпан могла взять и российского зрителя лишить своего таланта. Я думаю, она когда-то взвесит свои «за» и «против».
Так нельзя. Такими подарками божественными, которые тебе, как актрисе были даны, нельзя разбрасываться. Сама ситуация очень драматичная, что благодаря чьим-то ошибкам все человеческое страдает, но кто-то в этом конкретно виноват. И вина на Чулпан Хаматовой в этом смысле тоже лежит, – заключила Ольга Шукшина.