МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Идея ограничить вождение россиян старше 70 лет встретила общее негодование

Водителей с советским стажем предложили убрать с дорог

Которые тут пожилые — слазь: предложение ограничить возраст водителей 70 годами (или, как минимум, ввести более частые и подробные медосмотры) обсуждается не только в соцсетях, но и в правительстве. Идею, как это ни странно, выдвинула общественная организация «Ветераны России». Мотивировка понятна: реакция у дедушек и бабушек уже не та, действуют неадекватно, порой становятся виновниками страшных ДТП. Однако реакция общества оказалась резко отрицательной: инициатива, кажется, не ко времени.

Фото: Алексей Меринов

«Ветераны России» обратились в МВД с предложением совместно разработать новые возрастные ограничения для водителей. А точнее, ввести не только нижний (сейчас это 18 лет для большинства категорий), но и верхний (70 лет) предел для получения водительских прав. Кроме того, предлагается проводить более частые медосмотры пожилых водителей, а также сократить срок действия их водительских удостоверений — например, вместо 10-летних «прав» после какого-то порогового возраста они будут получать пятилетние.

«Разработать нормы, которые бы ограничили возраст водителей, например, запретив вождение для лиц старше 70 лет по медицинским показаниям», - предлагают общественники.

ДТП с пожилыми водителями, периодически попадающие в новостные сводки, порой действительно наводят на мысли о подобных решениях. Так, в июне этого года 86-летний россиянин по причинам, которых уже никак не выяснишь, развернулся на скоростной автомагистрали с односторонним движением и проехал несколько сот метров навстречу потока, пока не столкнулся лоб в лоб с другой легковушкой (пенсионер погиб, водитель другого автомобиля в больнице). А в июне 2021 года семья пенсионеров из Конаково (правда, водителю было «всего» 64 года) на переезде в поселке Запрудня Талдомского района не заметила ни красного сигнала светофора, ни приближающегося поезда — электричка смяла «Жигули» и расплющила о перрон станции, все находившиеся в машине погибли.

- Хочу напомнить, что ограничения по здоровью/медицинским показателям существуют – их никто не отменял, - комментирует инициативу главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - А если у вас есть силы и желание бороться за безопасность на дорогах, давайте лучше совместно бороться против водителей-алкашей, которые ежегодно тысячами убивают людей на дорогах.

Реакции в социальных сетях еще резче: иначе как дискриминацией ограничение в 70 лет не называют. Как указывает большинство комментаторов, автомобиль для многих пожилых людей является незаменимым инструментом для жизни: поездки на дачу, в гости, путешествия могут стать невозможными или сильно осложниться, если лишить категорию «70+» возможности водить машину.

«Предложение, мягко говор, не просто необдуманное и необоснованное, но еще и не очень сообразующееся с нашей Конституцией, которая не делает различий в свободе передвижения для людей всех возрастных групп, - резюмирует координатор группы «Синие ведерки» Юлия Каблинова. - Поэтому очень надеемся, что такой проект разрабатываться и даже рассматриваться все-таки не будет».

Отметим, что инициативе удивились даже в Минздраве. «Предложение не выглядит проработанным - человек может управлять автомобилем, если состояние его здоровья позволяет делать это безопасно для него самого и других участников движения, - подчеркнул помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов. - Оценку этого состояния проводит специальная медицинская комиссия, все требования четко регламентированы».

Правда, все это справедливо лишь в случае действительно адекватной, честно пройденной медкомиссии по допуску к «рулю». А ее качество в нынешнем виде вызывает сомнения даже у инспекторов ДПС.

«Не знаю, как именно получают справки, но на дорогах попадаются такие «божьи одуванчики», которым действительно не место на дорогах, - рассказал «МК» сотрудник подмосковного главка ГИБДД. - Я сам несколько лет назад, когда работал в патрульном экипаже, сталкивался с такой замедленной реакцией и таким зрением у водителей, что удивлялся, как они вообще пешком ходят. Причем это и дедушки, и бабушки, и не знаю, кто из них страшнее. Документы в порядке, едет на автопилоте, спрашиваешь, как так — отвечает, что рассаду на дачу отвезти надо, а дети-внуки разъехались. И что с такими делать? Обычно отпускают».

При этом известны примеры пожилых и очень пожилых — за 90 лет! - водителей, уверенно и адекватно управляющих автомобилем. Так, американец Дойл Арчер, разменяв десятый десяток лет, до сих пор работает водителем-дальнобойщиком (конечно, на собственном грузовике). И планирует делать это дальше, пока позволяет здоровье. Его соотечественник Фред Гарольд Хейл водил автомобиль до смерти — а умер он в 108 лет. Наконец, гонщик и профессор МАДИ Эдгард Линдгрен (1935 — 2020) до восьмидесяти с лишним лет не просто водил автомобиль, но и выезжал на кольцевые трассы.

Но есть возможность водить машину у пожилого человека или нет — обычно может определить только врач в индивидуальном порядке. Значит, реформировать прежде всего нужно именно систему медосмотров. Но сделать это простым ужесточением правил не получится, иначе из-за руля придется «высаживать» и многих более молодых водителей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах