«Аутизм ребенка существенно изменяет многие сферы жизни его семьи и отношения семьи с широким социальным окружением. Мы проанализировали ответы из 604 анкет на вопросы: «Когда выяснилось, что у Вашего ребенка РАС, как это отразилось на взаимопонимании в семье? Как к этому отнеслись ближайшие родственники, друзья? Как чаще всего воспринимают поведение Вашего ребенка в общественных местах?». Во всех случаях изменения носили различный характер, но если в семье, у родственников и друзей преобладали положительные реакции (соответственно 45,1%, 67,1% и 61,5%), то посторонние люди в 68,2% случаев реагировали отрицательно (избегание, осуждение, неприятие)», – сообщил С.А. Морозов.
По мнению исследователей, основными причинами внутрисемейных трудностей становятся особенности поведения ребенка, проблемы воспитания, дефицит квалифицированной помощи и в меньшей степени финансовые проблемы.
Почти треть респондентов (28,8%) сообщили, что, когда выяснилось, что у их ребенка РАС, семья сплотилась. Еще 16,3% рассказали, что долго обсуждали проблему и нашли взаимопонимание, 16,6% считают, что на их семье диагноз ребенка никак не отразился. Напряженность в отношениях почувствовали 14,5% опрошенных, ослабление связей – 5%, еще 7,1% рассказали, что семья вовсе распалась.
«Крайне негативный вариант – распад семьи – чаще всего встречался в Хабаровском крае – 15,0%, Санкт-Петербурге – 14,8% и Москве – 12,4%. Можно выделить два пика времени разводов: когда детям 3–5 лет и 11–13 лет. В первом случае реальная причина – осознание сложности возникших проблем или несовпадение взглядов на подходы к их решению, во втором – эмоциональное выгорание родителей, на которое накладываются проблемы подросткового возраста у детей», – заключает С.С. Морозова.
Сложнее обстоит дело в отношениях семьи с социальным окружением. Близкие (родственники и друзья) в основном начинают помогать семье и относятся с пониманием. Так ответили 67,1% и 61,5% респондентов о родне и друзьях.
«Такое сходство понятно: и близкие родственники, и друзья, как правило, знают родителей, ситуацию в семье, у них есть база для сочувствия и понимания вновь возникших проблем. Еще более неоднозначны ответы на вопрос о том, какова реакция посторонних людей на поведение ребенка в общественных местах», – делает выводы Н.В. Тарасова.
Что касается реакции посторонних людей на поведение ребенка с аутизмом, по мнению родителей, общество недостаточно информировано об особенностях людей с РАС.
«Главное направление работы – просветительская деятельность во всех формах и всеми доступными средствами: выступления в СМИ, лекции, изменения в программах подготовки педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Можно добиться значительных результатов в работе с аутичным ребенком, но полностью адаптировать его к жизни в реальном мире удается нечасто, поэтому нужно сделать окружение благоприятным», – обобщает С.А. Морозов.