МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Липовые мэры и президенты: телефонные мошенники освоили технологию дипфейка

Жертвой новой аферы едва не стал Михаил Швыдкой

«Алло! С вами говорит сотрудник службы безопасности Центробанка». Что вы сделаете, услышав что-то подобное в телефонной трубке? С вероятностью 99% вы сразу дадите отбой. Вы ведь не лох какой-нибудь и уже давно знаете, что такие звонки — известная схема телефонных мошенников. И вас так просто не развести. Но усложним задачу. Что если голос в трубке скажет, что с вами желает пообщаться, скажем... мэр Москвы? Да, сам, лично, вы не ослышались. Через пять минут, видеозвонком. Так что будьте на связи и обеспечьте, пожалуйста, отсутствие посторонних шумов по время беседы!

Фото: Алексей Меринов

«С вами будет говорить мэр»

Перед вами — новая схема телефонного мошенничества. Голосовой звонок? Да это же прошлый век, такое давно никто не носит! В этом сезоне у аферистов в моде новый лук. Они взяли на вооружение технологии дипфейков и уже весьма успешно их применяют.

Одним из тех, кто едва не оказался жертвой нового развода, стал не кто-нибудь, а Михаил Швыдкой. На днях ему позвонили с незнакомого мобильного номера. Женский устало-номенклатурный голос в трубке сообщил, что с ним хочет поговорить Сергей Собянин. Видеозвонком — очевидно, для того, чтобы у Михаила Ефимовича не возникло подозрений, что это никакой не столичный градоначальник, а аферюга откуда-нибудь из Тернополя звонит.

Развернуться эта история со всей силой драматизма не успела. Господин Швыдкой — человек опытный. Бывший министр культуры РФ и ныне спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству раскусил махинаторов на раз-два. А все почему? Да потому что он — человек государственной закалки и знает: не звонят из приемных высокого начальства по мобильнику. По городскому звонят — такие вот там ретрограды трудятся.

Но продолжение у истории все-таки есть. О случившемся Швыдкой рассказал своему приятелю ученому. Так, шутки ради рассказал. А тот возьми да и удивись: ему-то, оказывается, тоже из «мэрии» звонили. И он даже принял видеозвонок и собственными глазами увидел «Сергея Собянина», который сидел за столом, разговаривал, задавал вопросы. Сообщил жуткую, леденящую по нынешним временам душу вещь: все деньги со счетов ученого переведены на нужды ВСУ. Но он, мэр столицы, понимает — недоразумение, уважаемого человека кто-то нагло обвел вокруг пальца. Обещал помочь. Не когда-нибудь, а вот прям сейчас, сию минуту. Вот сейчас закончат они разговор и пострадавшему ученому наберет заместитель госпожи Набиуллиной. Назвал реальное имя-фамилию реального заместителя реальной Эльвиры Сахипзадовны. К счастью, на словах «заместитель главы Центробанка» у ученого включился правильный триггер, на формирование которого российские правоохранительные органы и медиаресурсы угрохали не один пучок нервных клеток. Он повесил трубку, отделавшись нервотрепкой. Но правильный триггер включился не у всех: новая схема уже принесла махинаторам миллионы рублей.

Михаил Швыдкой, дабы высветить новую грань криминального таланта кибермошенников, написал обо всем этом статью в «Российской газете». А мы решили копнуть глубже и разобраться, как мы дошли до жизни такой, что посреди бела дня кому угодно может по видеосвязи позвонить дипфейк и умыкнуть со счетов все деньги.

Первое, что нам удалось установить, — «кому угодно» по такой схеме аферисты не звонят. Мошенники перешли от массового «слепого» обзвона к таргетированной обработке потенциальных жертв. Что это значит? В стандартном алгоритме телефонного мошенничества задействованы гигантские кол-центры. Ранее мы писали о том, как наши военные обнаружили один такой «коворкинг» в здании предприятия в Мариуполе. Для работы им нужен большой штат сотрудников, которые методично прозванивают людей без разбора. На тысячу звонков на крючок «специалистов службы безопасности банка» или «товарища старшего следователя» попадается один. КПД минимальный.

Схема с видеозвонками работает принципиально иначе. Список жертв относительно небольшой и заранее понятный звонящему. Артисты, политики, чиновники, общественники, журналисты. Люди, вхожие в кабинеты и кулуары. Привыкшие звонить государственным деятелям и отвечать на их звонки.

«Положь трубку!»

К слову о журналистах. За очередной жертвой — к счастью, соскочившей с крючка, — даже не пришлось далеко ходить. Один из наших коллег, редактор международного отдела «МК» рассказал, что ему максимум месяц назад тоже звонили из «приемной Сергея Собянина». Тоже женский голос, те же слова о необходимости быть готовому к видеозвонку от градоначальника. «Проследите за конфиденциальностью разговора. И обеспечьте, пожалуйста, отсутствие помех во время звонка», — проинструктировала собеседница нашего коллегу. Как и Михаил Швыдкой, он повесил трубку. Но не потому, что знает повадки сотрудниц государственных приемных. Просто с чего бы это мэру Москвы ему звонить? Вот если бы из МИДа — это да, не вызвало бы подозрений. Он же международный журналист...

Не верить ушам своим, сомневаться и в конечном счете вешать трубку — единственно правильный способ реагирования на новую схему телефонного мошенничества, рассказал нам психолог, политтехнолог Сергей Маркелов. Преступный мир постоянно оттачивает алгоритмы, подыскивает к жертвам новые ключи. И вот эта схема с видеозвонками — если не само совершенство, то нечто весьма близкое.

С точки зрения когнитивных процессов восприятие у людей на 80% состоит из визуальной информации, объяснил Маркелов. Российская ментальность в принципе вторично реагирует на аудиосигнал. Мы потомственные визуалы, и мошенники об этом знают.

— Аудиальный канал — это всегда мало доверия и сложно. Надо, чтобы человек услышал, сформировал из услышанного визуальный образ, затем доверился этому образу и дал согласие на некие действия. Именно поэтому звонки дают мошенникам минимальный выхлоп. Это 0,0001% эффективности. Видео дает эффект без дополнительных усилий. Не зря же в мире TikTok гораздо популярнее любой писанины, — рассуждает Сергей Маркелов.

Восприятие информации складывается из двух факторов: что говорят и кто говорит. Например, если вам дворник скажет, что завтра начнется третья мировая, вы поверите? А если это скажет... В общем, подставьте сюда ту фамилию, от которой меньше всего хотели бы услышать эту новость, и проследите за своими эмоциями.

Вот и мошенники, проделывая свой трюк с дипфейками, эту особенность когнитивных процессов прекрасно знают.

— По закону Парето, 80% людей откажутся от общения видеозвонком, чью бы фамилию они ни услышали. Но 20% согласятся. Это уже очень высокая эффективность. В фармацевтике работает такое же правило: если лекарство помогает хотя бы в 20% случаев, его запускают в производство, — говорит Сергей Маркелов.

Что же делать, чтобы не попасть в эти несчастные (во всех смыслах) двадцать процентов? Вешать трубку. Без разговоров.

Первая задача подобного звонка — вовлечь вас в разговор. Любой ценой пробить ваше недоверие и расположить к себе. По такому же алгоритму работают наши пранкеры Вован и Лексус. Когда они звонят западным политикам, то сначала выводят их на ответы «да» и «нет». Потом добавляют: «А почему «нет»?» Таким образом, собеседник все дальше и дальше вовлекается, совершается его программирование, — объяснил эксперт.

Алгоритм таких бесед укладывается в простую схему всего из трех шагов. Первый шаг — создать коммуникационную пару (звонящий и вы, недоверчивый собеседник, которому очень стыдно и страшно положить трубку, ведь на том конце приемная мэрии, прокуратура, посольство Гватемалы, Администрация Президента — нужное подчеркнуть). Второй шаг — убрать недоверие, внушить чувство безопасности и обыденности ситуации. К примеру, фраза «обеспечьте отсутствие посторонних шумов во время разговора» отсылает вашу память к эпизодам, когда вы ехали за рулем, по радио была какая-нибудь викторина или приветы в эфире, а диджей просил дозвонившегося счастливчика убавить звук радиоприемника, чтобы не фонило. Было такое? Вот именно, у всех было.

Ну и третий шаг — создание программируемого поведения. Вы примете звонок от «мэра» и не поймете, что перед вами дипфейк, потому что вас запугают фразой «вы финансировали ВСУ». Дальше с вами можно делать что угодно.

«Я не лох»

Да ладно, такое бывает только с лохами! Возникла такая мысль, правда?

Не будьте к себе слишком строги. Она возникает у людей так часто, что в современной философии даже родилась концепция «Я-не-лох». Появилась она на Западе, но базовые принципы мышления человека не зависят от геополитики. Так что для нашего человека она тоже актуальна. В ней всего три пункта. Первый — «я не лох». Второй — «я не могу ошибаться». Третий — «если реальность говорит мне, что я ошибаюсь, то я вспоминаю пункт первый».

В руках мошенников эта триада становится ядерной. Ментальность любого современного человека базируется на внутреннем настрое договариваться. В нас заложена тяга к адаптивному разговору. Послать подозрительного звонящего куда подальше — это же неприлично!

Ментальность российского гражданина — точнее, постсоветского, — еще интереснее для аферистов. Нас приучили верить в иерархию. Звонок из жэка, мэрии, городской прокуратуры — все это нашего человека не располагает к расслабленной позе.

— Мошенники знают до 90% типовых реакций собеседника. Поэтому чиновников и политиков обучают специальной технике: «все, что я сейчас вижу, — это неправда» и «я не прав, что воспринимаю это сейчас именно так». Эти приемы помогают запустить критическое мышление и понять, что повесить трубку сразу — значит, на 99% прервать беседу с аферистом. В конце концов, найдите телефон приемной мэра и позвоните туда сами, перепроверьте. Прервать разговор с чиновником, пусть даже и высокого ранга, куда безопаснее, чем стать жертвой аферы, — учит Сергей Маркелов.

«Да и пускай аферисты обрабатывают всех этих политиков и журналистов, я-то тут при чем?» А при том. Пока технологии дипфейка относительно новые. Но уже недорогие — актерский грим и услуги гримера обойдутся дороже. Эксперты уверены, что со временем эти технологии будут использоваться массово.

— Дипфейк сейчас активно внедряется мошенниками как новая технология в традиционный арсенал приемов социальной инженерии, — рассказал медиатехнолог, член Общественного совета при ГУ МВД России по Московской области Павел Сорокин. — Кажется, что резонансные случаи сейчас чаще всего про политиков и известных лиц. Однако применима данная технология и к обычным людям. Уже известны случаи, когда звонят «начальники» или «родственники» с неожиданной информацией, побуждающей жертву срочно делиться персональными данными, что-то делать с деньгами онлайн или даже привозить их куда-то.

Основной способ защиты — критическое мышление и умение остановиться в условиях стресса, советует эксперт. Если не хотите вешать трубку сразу, задайте себе, а затем и неожиданному собеседнику уточняющие вопросы.

— Надо помнить, что мошенник стремится вас торопить и специально не дает опомниться. С другой стороны, какой бы качественный ни был перед вами аватар, он не знает специфическую информацию или какие-то детали, которыми владеете вы и его реальный прототип. Задав простые вопросы или уверенно сказав ему заведомо ложные вещи, который распознал бы настоящий человек, вы окончательно убедитесь, что перед вами фейк, — советует Сорокин.

Первый вице-президент Российского фонда мира, руководитель мониторингового центра «Безопасность 2.0» Елена Сутормина добавляет: самая главная угроза — в высокой степени осведомленности мошенников.

— Центр «Безопасность 2.0» фиксирует только в этом году увеличение более чем на 30% в открытом доступе информации о благосостоянии граждан, местах постоянного пребывания с геометками и даже маршрутах следования, — подчеркнула Сутормина.

Так что, если позвонивший вам по видео государственный деятель, казавшийся ранее недоступной звездой на политическом небосклоне, вдруг станет называть факты из вашей жизни, не удивляйтесь. Разумеется, это вам польстит: сам «такой-то» о вас знает! Мошенники этого и добиваются.

Но и поведение своего прототипа аферисты знают не хуже. Они маскируются под публичных людей, которые мелькают на ТВ, ведут социальные сети, дают интервью. Опытные мошенники репетируют как настоящие актеры и способны обкатать самые правдоподобные сценарии.

Так, может, следует в очередной раз принять новый суровый закон, чтоб неповадно было?

— Это мошенничество, безотносительно дипфейков или актеров. Состав преступления налицо, — комментирует новый преступный тренд глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн.

В общем, у нас есть уже 159-я статья УК РФ («Мошенничество»). Дипфейки легко в нее укладываются, а попытки плодить новые законотворческие сущности не помогут в борьбе с киберсущностями.

А вот что поможет — так это ликбез, уверена Елена Сутормина.

— Уверена, что не только о технологических, но и о социальных, психологических особенностях защиты от дипфейков надо в доступной и современной форме говорить с детьми и взрослыми, прорабатывать такие кейсы и защиту от них на профильных уроках, бесплатных открытых мероприятиях, — заявила она.

Неплохо было бы в такие уроки включить просмотр того эпизода из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где харизматичный домушник Жорж Милославский, прокашлявшись мимо трубки уличного автомата, женским голосом просит позвать к телефону Антона Семеныча Шпака. А тот потом, сидя на лестнице в компании с милицейской овчаркой, горюет по украденным магнитофону импортному, портсигару отечественному и замшевой куртке (трем курткам).

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах