- Александр (имя изменено. - Прим. авт.), расскажите, как восприняли ДТП с 262-м маршрутом водители автобусов?
- Что сказать? Все в шоке. Жуткая история и страшная трагедия. Это что-то из ряда вон выходящее.
- Как вы считаете, действительно ли в этой истории виноват водитель?
- Есть очень много вопросов. Особенно к видео. В интернете есть только момент падения машины в реку. Нет никаких кадров, как он вел автобус до падения. Нет видео, что водитель уснул. Видно, что он не с закрытыми глазами машину ведет, рулем-то работал и автобус шел с ускорением. Видно, что он что-то пытается делать, руль-то крутит, а колеса как идут по радиусу, так и идут. Видно, что он не поехал прямо, терся об левый поребрик, пытался тормозить. По идее, если все исправно, автобус должен был выправиться. Но он идет вправо и четко в мост, уже после столкновения с легковой автомашиной.
Справка МК:
По факту ДТП СК возбудил два уголовных дела – о нарушении ПДД, повлекшем смерть двух и более лиц, и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Позже к ним добавилось еще одно в отношении водителя Курбонова: его обвиняют в фиктивной постановке на учет иностранных граждан. По делу также был задержан начальник автоколонны ООО «Такси», Джахангир Адалет оглы Халилов, не обеспечивший водителя в течение нескольких дней необходимым временем для отдыха.
- Недавно официально сообщили, что тормозная система автобуса была исправна. Существует некая вероятность, что в автобусе еще что-то сломалось и водитель не смог справиться с аварийной ситуацией?
- Не понаслышке знаю, что на новых автобусах часто (особенно зимой) заедают педали. На новых машинах такие детали пластмассовые и управляются электроникой. Навскидку, тут может быть несколько версий. Раз тормоза исправны, я думаю, все же педаль газа, ведь повторюсь, автобус шел с ускорением. Если ее заклинило, тут тормози не тормози – бесполезно. Следующий вариант - неисправность электропроводки, что-то могло и не сработать, если “коротнуло”. Еще один вариант - неисправность пневмосистемы. Тормоза-то воздушные, может, был разрыв патрубков или шлангов. Если была проблема именно с пневмосистемой, значит, при отсутствии воздуха не работают тормоза. Кроме того, могло так случиться, что при ударе об барьер сломалась рулевая тяга. Водитель мог сильно нажать на педаль, она заклинила «на ход». Из-за этого, как я выше сказал, автобус двигался по радиусу. Заклинило колеса вправо, поэтому и пошел по правому радиусу в мост. Вполне допускаю, что водитель просто уснул. Такое тоже возможно. Мне все же показалось, что он действовал несколько заторможенно, слишком запоздалые реакции. При малом количестве сна такое возможно.
- Могло ли аналогичное ДТП произойти со старым автобусом?
- У старых автобусов все было связано механически. К педали вела троссельная система, блоки, а у новых автобусов теперь все электронное, провода да схемы. Плюс многие детали не как старые советские, а из пластмассы. Даже если взять за основу, что сборка белорусская, то запчасти-то могут быть и китайские.
- А мог ли недостаточный водительский опыт привести к трагедии?
- Разумеется. Многие водители, которые ранее работали в маршрутках, затем пересели на автобусы. Но есть проблемы. Во-первых, они «не видят» своих габаритов, во-вторых, не понимают, как маневрировать, потому что нет опыта езды на таких машинах. Они привыкли к советской и постсоветской технике, а для управления новыми автобусами надо переучиваться. Новая техника более хрупкая, интеллигентная, я бы сказал, она нажима не любит, с ней надо нежно. Нельзя ее эксплуатировать по старым привычкам и летать по кочкам и колдобинам. Еще один момент: про водительский стаж Курбонова не было сказано ни слова. Не сообщили и о том, сколько он проработал у нас, в Питере, на таких автобусах, и нет информации, сколько он стажировался, прежде чем выйти в рейсы на маршрут. Хотя из Средней Азии я знаю немало очень хороших опытных водителей, с большим стажем.
- Супруга шофера в его оправдание рассказала, что он после смены поспал совсем немного, а потом его звонком снова «выдернули на работу», действительно ли такое могло быть?
- Ну начнем с того, что ООО «Такси» - частная лавочка. В городских компаниях строго: между сменами длительный перерыв, примерно 11 часов. Если между сменами не прошло 11 часов, в государственном парке водителя на линии не выпустит компьютер. У коммерческих парков может и не быть никаких стандартов. В таких фирмах, если им надо, чтобы водитель вышел – иди и хоть умри. Если работник откажет, в следующий раз дадут хреновую машину, хреновый маршрут и вообще зарплату обрежут. Когда началась реформа, они даже парк не меняли, они купили большие автобусы и просто пересадили водил с маршруток. Еще момент: у государственных парков главное - это безопасность, у ребят с коммерческих парков расписание, и расписание строгое. Я, например, в государственном парке за смену должен сделать 4 круга. Если я сделаю 3, на зарплате это не скажется, а в коммерческих парках отбирают часть зарплаты. Они все время торопятся, да так, что могут с крайнего правого ряда могут повернуть налево влегкую. Раньше они могли подхалтурить на дизтопливе. Выйдут в рейс, отъедут куда-нибудь, отстоятся, а потом сливают топливо и продают. Сейчас автобусы газовые, дизтопливо больше не продать.
- Как строится обычный день водителя городского автобуса?
- Я приезжаю на работу, принимаю автобус, проверяю работоспособность его систем, потом иду на ОТК (отдел транспортного контроля. - Прим. ред.), там проверяют заявки на неисправность автобуса, мне ставят штамп, что все хорошо. Потом иду в медкабинет, там мне измеряют давление, делают тест на алкоголь, и все данные идут в медсанчасть. Медики, кроме того, смотрят на общее состояние: уставший - не уставший, если им что-то не понравится, могут не выпустить в рейс и поставить запрет на выезд. Дальше я получаю страховой полис, СТС и полный пакет документов. С завизированным путевым листом я подхожу к диспетчеру, он делает дает разрешение (подтверждает, что я выехал на линию вовремя). В путевке написан маршрут, на котором я работаю, и номер наряда. Поясняю: каждый маршрут выезжает в свое время, которое указано в путевке, там же указана конечная станция, на которую я должен следовать, чтобы начать работу. На некоторых конечных станциях есть диспетчеры, но есть оборотные станции, где их нет. Тогда я разворачиваюсь и еду обратно по маршруту. На станциях, где есть диспетчер, он отмечает время прибытия, смотрит на расписание и говорит, например: у вас обед. Я обедаю, потом он сообщает мне время, в которое следует выезжать на следующий круг. Отрабатываю смену, диспетчер снова делает необходимые отметки, и я еду в парк. По дороге я заправляю автобус, если есть неисправность, заезжаю в яму ОТК, если там подтверждают, что есть проблемы, то делается заявка в ремзону. Потом я еду на замер топлива, потому что мы его сдаем под охрану. Дальше я ставлю машину в колонну, потом в ОТК сдаю путевку, что закончил работу, после этого снова прохожу медкомиссию, сдаю путевой лист диспетчеру и еду домой отдыхать до следующей смены.
- У вас один и тот же график каждую смену?
- Нет. У водителей разные смены и графики. Есть вечерние, есть утренние. За рулем получается чистого времени 7-8 часов. Смена не более 12 часов, чтобы было больше - такое просто невозможно. У нас за этим строго следят.
- А если кто-то заболел, скажем?
- На линию должно выйти определенное количество автобусов. Если вдруг кто-то заболевает, на смену заступает резервный водитель. Такой всегда имеется в распоряжении диспетчерской службы. Если никто не заболел и никого не надо подменять, он просто сидит 8 часов на работе, а потом идет домой отдыхать. Бывают, конечно, и форсмажорные обстоятельства. Тогда диспетчер звонит водителю, у которого по часам уже достаточно отдыха. Еще скажу, что у нас все расчеты ведет компьютер. Система просто не выдаст путевой лист, если кого-то попытаются пустить в рейс в нарушение трудовых условий. В частной лавочке все проще. Если кто заболел или не вышел на линию, вызвонили того, кто безотказный. Видимо, так и было в тот трагический день.
Справка "МК":
ООО «Такси», кроме 262-го маршрута, обслуживает еще 11 линий. Контракты городских властей с перевозчиком были заключены в рамках транспортной реформы в 2021 году.