МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Психологи назвали основные слова-уловки телефонных мошенников

Жертвами аферистов становятся даже осторожные и внимательные люди

Пожалуй, каждому россиянину хотя бы раз звонили мошенники. Одни прикидываются сотрудниками Госуслуг (сотрудники этого портала никогда не звонят). Другие говорят, что они из банка (из банков звонят в исключительных случаях – например, если со счета переводится крупная сумма). Третьи – что из полиции или следственного комитета. Увы – несмотря на многочисленные предупреждения экспертов и сотни журналистских материалов, люди по-прежнему ведутся на уловки аферистов.

Вместе со специалистами мы выяснили, как мошенникам удается «разводить» граждан и на что прежде всего нужно обращать внимание при разговоре.

Фото: freepik.com

Банки никогда не требуют секретные сведения

- По статистике, чаще всего жертвами телефонных мошенников становятся пожилые и одинокие люди, а также те, кто постоянно испытывает стресс, - говорит писатель, астролог Карагай. - Бывает, что среди них встречаются далеко не глупые люди, а те, кто раньше занимал руководящие должности и отличался умом и сообразительностью. И вот что интересно: они категорически отказываются слушать советы и рекомендации своих близких, полицейских, настоящие службы банков, еще сильнее веря тем, кто на самом деле их обманывает.

Почему так получается? Дело в том, что люди нуждаются во внимании, одобрении и индивидуальном отношении. И мошенники, зная это, успешно играют на чувствах, предлагая «уникальные» возможности. Человек возвышается в своих глазах и соглашается на сомнительные сделки.

Наш мозг устроен так, что ему гораздо проще следовать уже заранее определенному алгоритму, чем изобретать что-то новое. Мошенники четко и понятно проговаривают, что нужно делать, тем самым руководя процессом и полностью подчиняя себе человека. А одиноким еще и часто не с кем элементарно посоветоваться, и это тоже на руку преступникам.

У пожилых высок процент доверия представителям официальных структур: банкирам, силовикам, и слово «директор», «руководитель» или «полковник» часто становится решающим в разговоре. Человек автоматически отмечает: «Да кто я такой, чтобы перечить высокопоставленному чиновнику?» или боится, что за ним придут, если он ослушается приказа.

Что же делать в случае, если вам позвонили и требуют назвать код, пароль и прочую секретную информацию? Отключаться и блокировать пользователя. Это единственно правильный вариант. Не нужно вступать в споры и пререкания - современные технологии дошли до того, что ваш голос может быть обработан при помощи искусственного интеллекта и использован против вас. Обратитесь к вашему оператору связи и подключите блокировку незнакомых или типичных для мошенников номеров, сейчас это все прекрасно распознается, номер автоматически закидывается в бан и аналогичные тоже блокируются. Стоит такая услуга копейки, а сэкономит вам серьезные деньги. Не бойтесь, что до вас не смогут дозвониться родственники, которые решили поменять номер, алгоритмы системы все контролируют. Не ленитесь «пробить» номер через интернет и посмотреть, кому он на самом деле принадлежит.

Помните о том, что настоящие банки и правоохранительные органы никогда не будут просить вас называть секретные сведения - смысл? У них для этого существуют целые отделы специальных людей, у которых есть доступ при необходимости. Даже если в разговоре с вами человек произносит умные и малознакомые слова, это вовсе не означает, что ему надо безоговорочно доверять.

Вас должно насторожить, если разговор начинается с вопроса, на который нельзя ответить никак, кроме «да». Если дальше пошел набор слов: «служба безопасности», «CVV» или «CVC-код», «прокуратура», «счет», «зеркальный кредит», «безопасная ячейка» и прочие - найдите в себе силы просто отключить телефон, остудить свою голову и навсегда отправить подозрительный номер в блок. В банках не существует безопасных или зеркальных счетов - это стопроцентные мошенники, даже если они скидывают вам фото своего удостоверения (особенно, если они скидывают фото документов вам через мессенджер).

Аферистов выдают акцент и раздражительность

- Звонящие россиянам по телефону с разными предложениями - очень искусные манипуляторы, обладающие хорошей подготовкой. Они знают, на что и как надо воздействовать, и в разговоре профессионально меняют тактику поведения, - говорит клинический семейный психолог Светлана Шваб. - Такие люди создают эмоциональную зависимость, вызывая у адресата чувство страха или вины. Сейчас многие живут в постоянном стрессе, отключая даже инстинкт самосохранения. В процессе разговора у человека создается впечатление необходимости совершения того или иного действия, придавая ему излишнюю важность. Тон, которым манипулятор произносит заранее заготовленные фразы, не терпит возражений, и это тоже выбивает из равновесия. Но не все звонящие действуют агрессивно. Часто мошенники включают ложную жалость и сочувствие, подводя человека к идее о том, что все делается ради его же блага. Во всех случаях используются методы социальной инженерии и профайлинга.

Что выдает мошенников в разговоре? Акцент, неправильное употребление слов (аферисты, как правило, не очень грамотны и не всегда понимают значение терминов), повышенная эмоциональность или проскакивающие нецензурные слова, раздражение, фамильярное обращение. Цель звонящего - запутать, запугать и сбить с толку жертву. В этом случае используется распространенная техника перегрузки, когда выдается шквал информации, и вскоре абонент перестает понимать происходящее и просто готов следовать четким инструкциям.

Если вам звонят и представляются служащими полиции, ФСБ, Следственного комитета, прокуратуры, пенсионного фонда (последнего с 2023 года как самостоятельной организации уже не существует, он объединился с Фондом социального страхования в Социальный фонд России), собеса или прочих госслужб и социальных структур, будьте уверены, что это мошенники. Если сомневаетесь, сбросьте звонок и посмотрите в интернете, кому принадлежит номер.

То же самое относится к разного рода выигрышам в лотерею, когда жертву сначала ошарашивают новостью о скором получении большой денежной суммы, а потом просят перевести небольшую сумму на указанный счет в качестве налога. Обрадованный человек теряет голову от нахлынувших эмоций, и добровольно совершает все манипуляции. Страх упустить возможность быстро разбогатеть берет верх над здравым смыслом, и человек попадает в ловушку.

- Если вы стали жертвой телефонного мошенника, ни в коем случае не замыкайтесь в себе и не вините себя, - рекомендует Светлана Шваб. - Срочно обратитесь в правоохранительные органы, а потом - к психологу, который поможет разобраться с высокострессовой ситуацией. Прожитые эмоции - стыд, обида, злость, отчаяние – это повод активно развивать критическое мышление. Не оставайтесь один на один с этой проблемой - что случилось, то случилось. Нужно постараться максимально устранить последствия, сделать выводы и постараться не совершать подобных ошибок вновь.

Стресс и паника – плохие советчики

- Совсем недавно ко мне обратилась клиентка с проблемой постоянного стресса и тревоги, которые она испытывала после того, как стала жертвой мошенников, - приводит пример процессуальный психолог Юлия Ремизова. -Женщина поделилась на сессии, что ей позвонил человек, представившись сотрудником банка, и убедил ее в необходимости срочного перевода денег на специальный счет для блокировки фальшивой транзакции.

Под напором звонившего женщина выполняла его инструкции и в итоге перевела крупную сумму на указанный счет.

Разумеется, вскоре выяснилось, что звонок был обманом, а деньги потеряны навсегда. Негативный опыт привел женщину в состояние стресса и хронического беспокойства, и она была вынуждена обратиться за помощью к психологу.

Как же случилось, что образованная, умная женщина так быстро и легко поддалась уговорам неизвестного и рассталась со своими деньгами?

- Мошенники использовали несколько слабых сторон моей клиентки в своих манипуляциях, - объясняет Юлия Ремизова. - Во-первых, была использована угроза временной необходимости. Звонивший утверждал, что ситуация требует срочного решения. Это создало у женщины чувство стресса и тревоги, лишив возможности хладнокровно и трезво оценить ситуацию.

Во-вторых, мошенники воспользовались доверчивостью россиянки. Она полагала, что звонивший действительно представляет банк и действует в ее интересах. Аферисты убедили женщину совершить действие, которое в обычных обстоятельствах было бы для нее неприемлемым.

Наконец, обманщики воспользовались эмоциональной уязвимостью: клиентка была в состоянии стресса и паники, что снизило ее способность логически мыслить и принимать верные решения. Эмоциональное воздействие и создание чувства страха помогли мошенникам добиться своей цели.

Эти слабые стороны стали ключевыми для успешных манипуляций недоброжелателей, что и привело к потере финансов затяжной стрессовой травме.

Как избежать попадания в ловушку «дистанционных злодеев»? Важно быть бдительным и знать полезные лайфхаки, обязательно рассказывать о них детям и пожилым родственникам.

Вот что советует Юлия Ремизова, если вам звонят или пишут любые незнакомые люди с любыми предложениями.

1. Слушайте свое внутреннее чувство. Если вам кажется, что что-то не так или звонок вызывает у вас беспокойство, доверьтесь своей интуиции - скорее всего, вам не кажется. Наше подсознание часто дает нам сигналы о потенциальной опасности.

2. Обратите внимание на эмоциональную окраску разговора. Мошенники часто стараются создать чувство срочности, страха или необходимости совершить какое-то действие быстро. На это часто делается вся ставка. Будьте внимательны к тону голоса и использованным приемам манипуляции. Не поддавайтесь спешке. Любые решения должны приниматься взвешенно.

3. Задавайте вопросы и уточняйте информацию. Если вам позвонили с каким-то предложением или запросом, не стесняйтесь задавать вопросы и требовать подробной информации. Не бойтесь быть неудобным, не бойтесь казаться глупыми. Часто мошенники не могут ответить на вопросы (например, если спросить их, на какой улице располагается их офис и какая станция метро находится рядом) или начинают вести себя нервно, отвечать крайне сбивчиво.

4. Проверьте идентификацию звонящего. Если вам звонят с предложением от банка, компании или организации, всегда требуйте подтверждение их личности и полномочий. Проверьте номер телефона или официальный сайт организации, чтобы удостовериться в их подлинности.

Мошенники все чаще используют современные технологии. Они могут исследовать профили в социальных сетях и другие онлайн-данные при помощи искусственного интеллекта, чтобы создать персонализированные сообщения или звонки, которые создают ложное чувство доверия и делают человека более склонным к сотрудничеству.

5. Будьте внимательны к деталям. Обманщики часто используют небрежно составленные тексты (скрипты), допускают орфографические ошибки или нечеткие формулировки в своих сообщениях.

6. Не поддавайтесь на уговоры или запугивание. Мошенники могут использовать различные тактики, чтобы вынудить жертву принять быстрое решение. Не позволяйте им оказывать давление.

Даже самые осторожные и внимательные люди могут стать жертвами мошенников. Важно не падать духом и не винить себя за произошедшее.

- Вы можете преодолеть негативные последствия мошенничества и вернуть себе контроль над своей жизнью. Не стесняйтесь обращаться за помощью, если вам нужна поддержка после негативного опыта. И помните: ваши личные данные и финансы - это ваше личное пространство, защиту которого стоит принимать всерьез, - заключает Юлия Ремизова.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах