Геолог Энн Пиццоруссо рассказывает, что на заднем плане картины изображен Лекко. Это небольшой городок в регионе Ломбардия на севере Италии, поясняет Reuters. Ученая пришла к такому выводу после изучения скальных образований и других особенностей картины.
Пиццоруссо отмечает, что изображенный на картине водоем — это озеро Гарлате, образованное рекой Адда к югу от Лекко. Мост, изображенный прямо над левым плечом Джоконды, по словам Пиццоруссо, относится к 14 веку и был построен Аццоне Висконти. Она представила свою гипотезу на геологической конференции в Лекко.
Пиццоруссо начала свою карьеру в качестве геолога, занимаясь бурением нефтяных скважин и проектами по очистке окружающей среды, согласно информации на ее веб-сайте. Но затем она увлеклась эпохой итальянского Ренессанса и даже получила степень магистра в области его изучения.
Предыдущие теории о фоновом режиме были сосредоточены в основном на мосте и дороге на картине. Некоторые ученые утверждают, что художник написал «Мону Лизу» в городке Боббио на севере Италии или где-то в провинции Ареццо. Летом 2023 года итальянский историк искусства Сильвано Винчети утверждал, что на картине изображен мост Понте Ромито в тосканской деревне Латерина. Однако, по мнению Пиццоруссо, эти теории игнорируют скальные образования на картинах Леонардо.
«Арочный мост был широко распространен по всей Италии и Европе, и многие из них выглядели очень похоже, — рассказывает она в интервью Observer. — Невозможно определить точное местоположение только по одному мосту. Все говорят о мосту, но никто не говорит о геологии».
Леонардо да Винчи умер в 1519 году, но оставил после себя множество записных книжек, содержащих его наблюдения, рисунки и диаграммы. В его трудах не раскрывается местонахождение Моны Лизы, поэтому в настоящее время нет способа доказать или опровергнуть теорию Пиццоруссо.
Некоторые ученые поддерживают ее идею, отчасти потому, что ее опыт сочетает в себе науку и искусство — совсем как у итальянского художника.
«Поскольку она обладает глубокими научными знаниями, то, когда она замечает что-то в Леонардо — самом научном художнике всех времен, — это очень важно», — объясняет директор некоммерческой организации, занимающейся сохранением произведений искусства, Майкл Дейли.
Тем не менее, существуют и критики теории геолога. Известный историк искусства из Оксфордского университета Мартин Кемп утверждает, что фон картины — вымышленное место, а не реальное.
«Леонардо смотрит на реальные вещи с невероятной напряженностью, но затем он переделывает их в живописи», — рассказывает Кемп, добавляя, что попытки использовать геологию для определения обстановки «просто фантастичны». Искусствовед из Университета Вирджинии Франческа Фиорани согласна с этим. Она считает, что места на картинах Леонардо да Винчи — это «его личное воображаемое изображение природы, а не копии реальных пейзажей».
«Утверждать обратное, — заключает она, — значит не понимать, как работал разум Леонардо да Винчи и как он рисовал».