— Мы еще в прошлом году начали бесплатно вывозить людей из Шебекино, когда город стали интенсивно обстреливать, — говорит Андрей. — Ездили в Новую Таволжанку, Середу. Запомнил двух сестер, которым помочь было некому, одна была врач, другая — медсестра. От Шебекино до Белгорода около 30 километров. У людей просили за проезд 7 тысяч рублей, а то и 10-15. Слышал, мол, что это плата за риск. Хочется спросить у этих водителей, а спасут их эти 15-20 тысяч от смерти? Все мы тут находимся под угрозой. В любой момент может прилететь сверху.
Андрей вспоминает, как они в прошлом году перед Новым годом приехали с женой в госпиталь к своим знакомым ребятам, которые воевали под Купянском.
— Привезли им покушать, кое-что из одежды. И сами едва не попали под обстрел в центре города. Было очень громко. ВСУ атаковали Белгород кассетными боеприпасами. Мы видели тела погибших, сгоревшие машины, груды битого стекла. Все это происходило у нас на глазах.
И теперь Белгород под обстрелами. В городе постоянно звучат сигналы ракетной опасности. ВСУ бьют ракетами «Точка-У», реактивными снарядами РСЗО Vampire и «Ольха».
«Умаялась прятаться с детьми в подвале», «Между сиренами едва успеваю добежать до магазина», — делятся местные жители. Нервы у людей на пределе. После гибели 15 человек под завалами дома на улице Щорса, многие хотят уехать. А цены на перевозки, как говорит наш собеседник, просто космические.
Андрей объединил вокруг себя водителей, которые готовы приехать в Белгород и отвести нуждающихся в любую точку России.
— Нас около 80 человек, кто-то из Россоши, кто-то из Калуги и Нижнего Новгорода. Мы дали клич по своим каналам, объявления в группах в соцсетях. Отозвались водители из многих городов России. У многих ребят минивэны с объемными кузовами. Люди готовы приехать, чтобы на безвозмездной основе помочь вывезти матерей с детьми, стариков из обстреливаемого города.
Как говорит Андрей, сейчас они будут вывозить из Белгорода четыре семьи.
— Одна из них многодетная, где пять ребятишек мал мала меньше. Также будем вывозить женщину с соседкой. У обеих — дети. Они матери-одиночки. Люди в разговоре несколько раз переспрашивают: «Вы точно повезете нас бесплатно?» Не могут в это поверить.
Белгородцы, как говорит наш собеседник, в основном едут в Воронежскую и Липецкую области. Кого-то ждут родственники. Есть те, кому они на первых порах оплачивают съемное жилье. Помогают действительно нуждающимся.
В Белгороде, как говорит Андрей, много таксопарков.
— И почему бы в сложившейся ситуации людям не сделать скидку? К нам сейчас обратилась женщина, которая хочет уехать из Белгорода в Воронеж. У нее 7 маленьких собачек. Бросить их она не может, они для нее как дети. Она обзванивала накануне такси, ей назвали цену в 20 тысяч рублей. А там ехать-то до Воронежа всего 250 километров. Я не знаю, кем нужно быть, чтобы со своих земляков в такой ситуации запрашивать за проезд такие суммы, так задирать цены.
Андрею их не понять. Он сам собирал с улиц обстреливаемого Шебекино собак, которых бросили хозяева. Развозил их по приютам. Были среди них и раненые животные.
Андрей не коренной белгородец. В Белгород он переехал в 2009 году. А родился и вырос на севере Сибири, в городке Стрежевом, на крайнем северо-западе Томской области.
— У северян взаимовыручка в крови. Если вижу, что у человека машина сломалась в дороге, обязательно остановлюсь, помогу.
Андрей в свое время закончил строительный колледж, занимается отделочными работами. Сейчас помогает нашим военным. Забирает ребят из зоны СВО в отпуска, отвозит их домой.
— Многие жители уехали из Белгорода?
— Среди моих знакомых мало, кто уехал. Люди не хотят оставлять город, считают, что они здесь нужны. Горожане сплотились, помогают друг другу. Родители у меня остались в Белгороде. Но свою жену и годовалого ребенка я вывез в Воронеж, потому что в наш двор на бульваре Юности уже не раз прилетало. Сам к обстрелам я уже привык. При ракетной опасности могу встать под козырек дома или зайти в магазин.