МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Работал без сна»: что стоит за смертельным автобусным рейсом Рахматшоха Курбонова в Питере

Неоднозначные изменения в законодательстве в отношении мигрантов

Следственный комитет сообщил сегодня, что водитель упавшего в пятницу в Мойку автобуса с пассажирами в Санкт-Петербурге действительно несколько дней работал без сна и отдыха. То есть его супруга, пожаловавшаяся журналистам, что муж пришёл домой в два ночи, а в пять утра его уже заставили снова выйти на линию, говорила правду. И что предпоследняя перед трагедией смена у него была 20-часовая.

Перевозчик эту информацию сперва опровергал: в компании клялись, что накануне аварии у 44-летнего Рахматшоха Курбонова был нормальный 12-часовой рабочий день, из которых 8 часов он отработал, а 4 часа отдыхал.

Уже задержан начальник автоколонны ООО «Такси», компании, где работал непосредственный виновник гибели семи человек. Как сообщает Следственный комитет, руководитель отвечал за контроль за соблюдением трудовой и транспортной дисциплины, в том числе режима труда и отдыха.

Что за рабский труд такой у водителей, и почему они так пашут?

Фото: Кадр из видео

У одной из героинь моих статей недавно пришел после СВО супруг. До этого он был водителем автобуса, после возвращения устроился туда же, откуда и пришёл, в автопарк. Дело происходит в глубинке России.

Зарплату ему положили 40 тысяч. Но и переработки тоже серьёзные. Потому что людей катастрофически не хватает. Собственно, все, что рассказывала супруга питерского водителя-таджика, я уже слышала из уст обычной  русской женщины. Муж приходит ночью, уходит, едва рассветет. Весь на нервах, потому что спать иногда тоже надо. 

Существуют какие-то приборы, которые определяют, сколько водитель находится на линии, но они научились эти приборы обходить. И муж снова собирается подписывать контракт, потому что ему «стыдно, что как глава семьи он не может нормально заработать»: зарплата на СВО было под 200, а на гражданке стала 40. Есть разница? И здесь он никогда 200 получать не будет. 

При этом в России явный дефицит рабочей силы. И что делать?

Во-первых, следует признать, что рабочей силы нет и в ближайшее время не будет.

Даже если сейчас русские женщины резко начнут становиться многодетными, должно пройти как минимум 18 лет, чтобы заменить условного таджика, водителя упавшего автобуса, Рахматшоха, который, кстати, гражданин России с 2017 года (таджикские таджики, насколько я знаю, на общественном транспорте и такси не работают) на условного русского Васю. Которого сейчас еще надо родить, вырастить, выучить и научить водить автобус.  

И убедить, что 40 тысяч (или их эквивалент через 18 лет) – вполне себе конкурентная зарплата.

Не хватает не только водителей. Не хватает многих специалистов. Накануне Володин сказал, что страна нуждается как минимум в 30 тысячах врачах. Которых тоже нет. И поэтому доктора в некоторых даже московских поликлиниках с большим трудом объясняются по-русски. Не знаю, как с этим дела обстоят на периферии, вполне возможно, что поликлиники вообще закрываются из-за отсутствия специалистов.

Во всем мире цивилизованные страны справляются с такой проблемой только привлечением рабочей силы извне. Когда говорят, что демографический кризис – исключительно в России, это не совсем правда, в большинстве светских христианских государств первого мира, к которым Россия относит и себя, количество рожденных детей на одну женщину редко дотягивает до двух. Лучший показатель у Франции - 1,83. Да и там за счёт бывших африканских колоний. В США — 1,64. И тоже больше всего рожают мексиканцы. На этом фоне Россия с 1,5 ребёнком не так уж и плохо смотрится на самом деле. Но что делать, если дальше будет только хуже – выживем мигрантов и заживем? Автобусы не будут падать в реку, потому что водить их будет некому?

Безусловно, сверхэксплуатация работников любого труда и национальности – это плохо.

При этом антиммигрантские настроения у нас только растут. И трагедия в Питере, хотя ее виновник, как мы уже сказали, давно по паспорту россиянин, еще больше повысит это напряжение в нашем обществе. Несмотря на то что по СМИ сразу прошла информация, что на помощь тонувшим пассажирам кинулась «дружба народов» — один узбек и три дагестанца. 

Многие наши соотечественники без тени сомнения убеждены, что можно и нужно выгнать мигрантов вон, а кого не выгнать, тех держать в чёрном теле в условных гетто, выпуская только в магазин за кефиром и обратно. 

Чтобы без семей, медстраховок и вообще всяческих прав. Отработали и уехали домой. Говорят, что такие правила – в Арабских Эмиратах. Вот ни разу не верю. Там и заработки, наверное, другие… Раз люди соглашаются трудиться в таких условиях, значит, что-то их в этих условиях привлекает. У нас же пока весь этот год идёт мигрантский отток из страны, даже таджиков. 

И процесс только набирает обороты. В таких условиях закручивать гайки для привлечения мигрантов — это пилить сук, на котором сидим.

Недавно в Министерстве социальной защиты и труда внесли изменения в условия предоставления сертификата на маткапитал.

Теперь право на дополнительные меры финансовой поддержки от государства предполагается только для детей, которые имеют гражданство РФ от рождения.

Раньше в законодательстве существовала лазейка, благодаря которой семьи с детьми, получившими при рождении другое гражданство, могли претендовать на маткапитал уже после оформления российских паспортов.

«К примеру, если родители из Средней Азии приезжали с маленьким ребенком в РФ и здесь становились россиянами, то получали право и на маткапитал. Также это право имели те, кто родил малыша в России, но только потом оформил российский паспорт. Теперь материнский капитал положен лишь на детей, рожденных в России уже у родителей-россиян», — объяснила ситуацию юрист Джамиля Аджиева, руководитель проектов Центра анализа социально-политических коммуникаций.

Понятно, что стремиться ассимилироваться в России тем же таджикским женщинам больше нет смысла. И они уезжают. Вслед за ними уедут и их мужья.

К Патимат Н., уроженке Таджикистана, в январе этого года прибыла беременная невестка. Сын Патимат находится здесь уже несколько лет. Мужчина устроился грузчиком. На зарплату не жалуется.

Сама Патимат маркирует медицинские препараты на фармакологическом производстве.

«Думали, что невестка будет здесь рожать и потом оформит гражданство. И тогда все трое детей (а в Таджикистане остались еще двое старших) станут тоже россиянами. Но когда она узнала, что материнский капитал не дадут, независимо от того, россиянка она или нет, уехала обратно. Сын тоже решил к жене присоединиться. В конце лета хочет вернуться на родину», — объясняет наша собеседница.

Патимат говорит, что изменения в законодательстве их сильно расстроили.

«Тоже, наверное, уеду в Таджикистан. Без сына и внуков мне одной тут делать нечего», — вздыхает Патимат.

«Многие страны автоматически дают гражданство своей страны новорожденному, а некоторые еще и родителям, если ребенок был рожден в их государстве, со всеми причитающимися выплатами и бонусами. Мне кажется, что материнский капитал мог бы остаться доступным мигрантам, подавшим на гражданство после рождения ребенка, при условии, что эти деньги будут использованы только на территории РФ. Они могли бы потратить их на покупку недвижимости в России или получения образования в России», — выражает свою точку зрения правозащитник Мария Архипова.

«Я приехала сюда 5 лет назад. По профессии — экономист с высшим образованием. Устроилась на работу в крупном банке. Проблем с разрешением на работу у меня нет. До этого я не получала российского гражданства, так как у меня для этого было причины личного характера», — рассказала уроженка Таджикистана Мадина Д., которая сейчас ждет двойню.

С мужем, тоже таджиком, женщина познакомилась уже здесь. Он — мелкий предприниматель, приехал недавно, паспорт не менял. Это первые дети как для Мадины, так и для ее супруга. Гражданство будущей матери собирались оформить после родов, чтобы Мадине в ее положении не пришлось толкаться в очередях.

Новость о том, что маткапитал на двойняшек она теперь не получит, хотя те и родятся в РФ, обескуражила обоих. Пока они не знают, станут ли возвращаться, но будущего в нашей стране для себя и детей они не видят…

Конечно, в идеале было бы совсем хорошо, если бы всех мигрантов, как предлагают некоторые блогеры, заменить на андроидов… Причём во всех сферах. Все-таки в 21-м веке живем.

Роботы не спят за рулём, не едят в обеденный перерыв и не требуют соблюдения Трудового кодекса. Но для этого их ещё надо высокотехнологично создать.

Безусловно, к 2030 году, как нам уже пообещали в правительстве, Россия станет такой высокотехнологичной страной и будет штамповать роботов как пирожки. Ну, или из Китая их импортируем.

Но пока до 2030-го надо как-то дожить…

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах