МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мой друг Иван Ильин: был ли русский философ русским фашистом

Скандал вокруг учебного центра, носящего имя мыслителя, продолжает разрастаться

Не на тех напали: руководство Российского государственного гуманитарного университета не стало мириться с обструкцией, устроенной несогласными с присвоением входящей в состав РГГУ Высшей политической школы имени философа Ивана Ильина, и перешло в решительную контратаку. О разгроме противника говорить, пожалуй, еще рановато, но разоблачение уже налицо.

Фото: ru.wikipedia.org

Иван Ильин "никаких нацистов и фашистов не поддерживал", а те, кто считает иначе, действуют "в интересах украинских спецслужб", заявил ректор РГГУ Александр Безбородов. И на этом следствие не закончилось.

Директор Высшей политической школы имени Ивана Ильина философ Александр Дугин копнул еще более глубоко: "Атака началась сразу после того, как я с группой депутатов ГД подали иск против Байдена и "Бурисмы", приведя основательные аргументы для обвинения их в прямой террористической деятельности...

Речь идет о сетевой спецоперации ряда недружественных государств... Кое-какие нити ведут напрямую к ЦРУ... Когда-то мы доберемся и до настоящих заказчиков... А переименуем мы не нашу Школу, а ее оголтелых противников. И так переименуем, что мало не покажется".

Как видим, есть уже ясность и относительно того, кто виноват, и с тем, что делать. Не вполне понятно, правда, что значит "так переименуем, что мало не покажется". Но главное - это ясно самому Дугину. В чем в чем, а в вопросе воздаяния врагам народа и государства для философа никаких табу и белых пятен нет. На эту тему он говорит много и охотно.

Вот, к примеру, такие характерные высказывания Александра Гельевича: "Смертную казнь надо восстановить просто так. Чтобы смертная тень витала надо всеми, кто бросает вызов обществу, народу, государству... Я сторонник репрессий. При этом я понимаю, что они могут затронуть не только виноватых, но и правых. Я за репрессии не только против врагов, и тем более моих личных врагов, но я за репрессии в целом... Главное их начать. Все остальное приложится". Ну и т.д. и т.п.

Несколько пугает, правда, масштаб раскрытого Безбородовым, Дугиным и их идейными сторонниками заговора. В круг заговорщиков, во-первых, входят авторы и подписанты петиции, размещенной на платформе change.org: "Против учебно-научного центра имени Ивана Ильина в РГГУ". Число подписавшихся превысило уже 21 тысячу.

"Мы, студенты Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и неравнодушные граждане, выражаем свое искреннее возмущение и негодование в связи с созданием учебно-научного центра имени ультраправого философа Ивана Ильина, - гласит петиция. - Научный центр одного из ведущих вузов страны - победительницы фашизма не может носить имя сторонника фашистских идей... Требуем переименовать учебно-научный центр..."

Во-вторых, целый ряд представителей политической сцены. Прежде всего представители КПРФ. Деятельнейшее участие в кампании протеста принимает, в частности, Московское городское отделение ЛКСМ РФ, молодежной организации Компартии. Собственно, московские комсомольцы во главе со своими вожаком, первым секретарем МГК ЛКСМ Дарьей Багиной, и являются, судя по многим признакам, основной руководящей, направляющей и вдохновляющей силой "сетевой спецоперации". При поддержке, естественно, старших товарищей.

Первый секретарь ЛКСМ, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Исаков обратился на днях к генпрокурору Игорю Краснову с просьбой проверить законность действий ученого совета РГГК "в части создания учебно-научного центра... имени бесспорного пособника фашизма Ивана Ильина". Похожие оценки ситуации публично высказали коллеги Исакова по фракции Денис Парфенов, Олег Смолин, Анжелика Глазкова и член фракции КПРФ в Мосгордуме Павел Тарасов.

И коммунистами дело не ограничивается. Школу имени Ильина - вместе с самим Ильиным - крепко приложил, к примеру, Олег Шеин - член Центрального совета партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду", бывший депутат Госдумы, а ныне - руководитель фракции партии в Астраханской областной думе. Да что там эсеры! Щупальца ЦРУ проникли даже в партию власти. А в каком-то смысле с нее и начали.

Идейно близкие Ильину и Дугину СМИ "хедлайнером" антиильинской кампании, являющейся, по их мнению, "идеологическим ударом в тыл России", называют политолога и историка Веронику Крашенинникову. Для справки: Крашенинникова до декабря 2021-го входила в Высший совет "Единой России", была членом партийных комиссий, разрабатывавших программные документы, и по сию пору остается в размещенном на сайте "ЕР" списке "лиц партии".

"Хедлайнер" Крашенникова или не "хедлайнер", но с жесткими оценками Ильина и его творчества она действительно начала выступать задолго до скандала вокруг РГГУ. "В действительности Ильин, по существу главных своих работ - не философ, а идеолог, пропагандист и агитатор русского фашизма", - писала она, к примеру, Вероника Юрьевна в статье, опубликованной два года тому назад.

Сейчас, правда, Крашенникова почему-то молчит на эту тему. Из высказываний, имеющих отношение к разразившемуся скандалу, в ее телеграм-канале удалось обнаружить лишь следующий анекдот: "Штирлиц, какой ваш любимый философ? - Иван Ильин, мой группенфюрер! - А вы точно советский разведчик, дружище?". Впрочем, эта шутка раскрывает суть скандала и времени, пожалуй, даже лучше, чем многие длинные филиппики.

В общем, и организаторы, и соучастники, и даже хедлайнеры "преступления" выявлены. С наказанием в отношении "завербованных" вездесущим ЦРУ критиков Ильина сторона обвинения, будем считать, тоже определилась. Осталось разобраться с существом дела. Хотя это, конечно, формальность. Доказать, что Ильин не фашист, а совсем наоборот, легче легкого. Достаточно предъявить, к примеру, то, что говорил философ о приходе Гитлера и гитлеровцев к власти, - и дело с концом.

Ведь горячий патриот России Ильин, разумеется, не мог приветствовать установление нацистской диктатуры, не правда ли? Цели нацистов были очевидны еще до того, как вождь НСДПА стал фюрером всей Германии. Они были со всей откровенностью изложены в "Mein Kampf", библии нацизма, опубликованной еще в 1926 году и, насколько известно, основательно Ильиным изученной.

В числе прочего там было сказано и о планах расширения "жизненного пространства" для "высшей расы": "Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены".

Причем программные установки стали немедленно претворяться в жизнь, никакого переходного этапа, "затишья перед бурей" не было. Расправа с политической оппозицией и с любыми несогласными, преследование евреев, публичное сожжение книг неугодных писателей, - все это началось тотчас же. Тогда же, зимой и весной 1933 года, появились и первые концлагеря.

К 17 мая 1933 года, когда в парижской белоэмигрантской прессе вышла статья Ильина "Национализм. Новый дух" с оценкой произошедших в Германии, где он в ту пору проживал, политических перемен, ситуация была уже яснее ясного. Времени для того, чтобы определиться, было более чем достаточно. Короче говоря, достаточно воспроизвести то, как Иван Александрович заклеймил нацизм и фашизм, - и можно, как говорится, расходиться.

Но что это? Верить ли глазам своим? "Я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну, - пишет в этой статье Иван Ильин. - То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот... Это есть движение национальной страсти и политического кипения... Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних "зверствах"...

Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе... Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъема и такого духа?.. Этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения".

Ай-я-яй! Подвел Иван Александрович своих будущих российских поклонников, здорово подвел. Экую свинью подкинул! Но не все еще потеряно. Быть может, нацисты вынудили Ильина написать этот прославляющий их манифест - заключив, например, в один из только что созданных ими концлагерей? Однако биография философа это не подтверждает.

Нет, ни в каком концлагере в это время Ильин не сидел. И вообще не сидел. А сидел в Русском научном институте в Берлине - в звании профессора. Сперва институт был подчинен Министерству иностранных дел Третьего рейха, а затем перешел в ведение возглавлявшегося Йозефом Геббельсом Министерства народного просвещения и пропаганды.

В общем, неплохое было местечко. Куда более теплое и уютное, чем Бухенвальд или, скажем, Заксенхаузен. Кстати, после прихода нацистов карьера Ильина резко пошла в гору: в октябре 1933 года он был назначен директором института. Правда, уже в июле 1934-го был отстранен от должности. После этого Иван Александрович сильно обиделся на высокое нацистское начальство. А спустя четыре года, в 1938-м, и вовсе покинул Германию. Далеко, правда, не уехал: обосновался в Швейцарии.

Справедливости ради, у ссоры Ильина с властями Третьего рейха были и объективные причины: взгляды их совпадали во многом, но все-таки не на сто процентов. Однако ни ссора, ни даже разгром рейха не заставили Ивана Ильича поступиться своими принципами.

Вот что он писал в 1948 году, то есть спустя три года после окончания Второй мировой войны и спустя два года после приговора Нюрнбергского трибунала: "Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным...

Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ... Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру".

Бескомпромиссный Ильин видел, правда, не только достижения фашизма, но и "скомпрометировавшие" его "ошибки". Но к таковым относил не лагеря смерти, не захватнические войны, не истребление народов, а, например, вот это: "Фашизм мог и не создавать тоталитарного строя: он мог удовлетвориться авторитарной диктатурой, достаточно крепкой для того, чтобы... искоренить большевизм и коммунизм".

Нет, увы, с идеей осудить "сетевую спецоперацию" против РГГУ и Школы имени Ивана Ильина с помощью самого Ильина, похоже, ничего не выйдет. Безнадежное, похоже, дело. Хоть и друг философ Ильин философу Дугину и его единомышленникам, хоть любим некоторыми видными российскими политиками, но истина все-таки дороже.

Дабы не быть обвиненными в плагиате, уточним, что впервые это было сказано о совсем другом мыслителе, Платоне: авторство афоризма про истину, которая выше дружеских отношений, обычно приписывается Аристотелю. Не лишним также будет вспомнить, что говорил на тему дружеских отношений другой знаменитый древний грек, драматург Еврипид: скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Тоже, согласитесь, интересная мысль.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах