В ряде районов Ярославской, Костромской, Вологодской областей владельцам домов ИЖС (индивидуальной застройки) при оформлении «дачной амнистии» напоминают о нормах расстояний между постройками на участках. В частности, хозпостройка для животных должна находиться не менее чем в 3 м от стены жилого дома или не менее чем в 4 м от стены пристройки. Такая норма ставит вне закона скотные дворы в одном комплексе с жилыми домами — этот тип застройки, удобный для эксплуатации зимой, до сих пор распространен на Русском Севере, включая вышеуказанные области.
Другой вопрос, что в большинстве сохранившихся до нашего времени деревенских домов на таких «дворах» уже не держат скот: постоянно живущего населения в частном секторе стало меньше, чем когда-то, а издержки содержания сельскохозяйственных животных возросли.
- В целом, если речь идет о содержании сельскохозяйственных животных для себя, без продажи сельхозпродукции, вряд ли будут какие-то последствия для тех, кто держит скотину на встроенном «дворе», - отмечает юрист, специализирующаяся на ИЖС, Ирина Полковникова. - Вот если оформлять легальную продажу мясо-молочной продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) или тем паче открывать крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), то ветеринарную проверку место содержания животных такого рода не пройдет.
Куда более жесткое ограничение на содержание сельхозживотных связано с эпизоотическими карантинами и правилами безопасности. Так, сотрудники одного из крупных российских агрохолдингов в области животноводства сообщили «МК», что в компании действует строгий запрет на содержание сотрудниками собственных сельхозживотных. Те, кто уличен в этом, подлежат немедленному увольнению, и официальная версия такого правила — опасность африканской чумы свиней (АЧС).
- Подобные ограничения не соответствуют Трудовому кодексу в полной мере, но есть удобный способ обходить закон и способ совершенно легальный, - пояснил юрист Алексей Голубев. - Вводится обязательное правило эпизоотической безопасности, в которое входит исключение содержания сельхозживотных дома. А вот за нарушение этого правила уже можно уволить сотрудника.
Поскольку содержание скота в частных хозяйствах постепенно становится все менее популярным даже среди тех, кто живет в домах частного сектора, такие ограничения проходят без массовых протестов сельских жителей. Но не окажется ли в какой-то момент, что традиционный сельский образ жизни для тех, кто хотел бы им заниматься, в принципе уже недоступен?