Как рассказывает профессор кафедры детских болезней клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Лусине Хачатрян, все чаще педиатры сталкиваются в своей практике с детьми, которые родились без моляров (так называют шестые, седьмые и восьмые зубы постоянного ряда). «Ученые считают, что причина этого феномена – в большом количестве перемолотой пищи в нашем рационе: мы пользуемся блендерами и, в отличие от наших предков, не едим твердой пищи, для пережевывания которой требуются усилия. Дети, рожденные без моляров, не умеют жевать в 3-5 лет, отсюда – плохое развитие речи. Адаптация это или депривация – сложно сказать».
Неполная комплектация зубов у детей становится уже тенденцией, и не только в России. И последствия этого феномена – самые разные. Итальянский доктор Кристиан Гиймино в своей работе «Отсутствие зубов и обструктивное апноэ во сне у детей» показал, что адгезия (отсутствие) зубов у детей может привести к аномальной морфологии лица и сужению верхних дыхательных путей. Доктор также проанализировал связь между агенезией зубов и наличием синдрома обструктивного апноэ во сне (СОАС).
Проведенное его коллективом исследование выявило, что все дети с отсутствующими зубами (двумя и более) имели клинические жалобы и признаки СОАС. «Рост альвеолярной кости зависит от наличия зубов, которые она поддерживает. Дети, у которых постоянные зубы отсутствовали из-за врожденной агенезии, имели меньшую полость рта, что предрасполагает к коллапсу верхних дыхательных путей во время сна, и у них наблюдался СОАС, диагностированный в более позднем возрасте. Из-за слабой начальной симптоматики нарушение дыхания во сне не лечится в течение длительного периода, поэтому наблюдается с прогрессировавшие симптомов с течением времени», – отмечают авторы работы.
Сомнолог, клинический нейропсихолог, кандидат медицинских наук Григорий Анисимов рассказывает, что при адгезии у детей действительно часто наблюдается храп, когда они спят на спине: «Ранний отказ от грудного вскармливания ведет к нарушению анатомии мышц челюсти, поэтому такие дети не умеют жевать. Челюсть развивается мелкой, и лицо становится невыразительным».
Григорий Анисимов отмечает, что есть эволюционная теория большого скачка, согласно которой вселенная развивается циклично: «Когда-то наши предки были неговорящими. Маленькие дети до сих пор рождаются с челюстями, которые позволяют до 2-3 месяцев не захлебываться, когда они едят молоко в положении лежа. Но потом челюсть выходит вперед, в результате чего человек может поперхнуться. За способность к речи человечество начало платить храпом».
Но, если принять во внимание теорию Большого скачка и участившиеся случаи рождения детей без необходимых для жевания и связанной речи зубов, все может вернуться на круги своя: люди просто перестанут говорить, как их далекие предки. Чему способствуют и разнообразные гаджеты. Дети, увлеченные мессенджерами, все реже хотят общаться со сверстниками, говорит Лусине Хачатрян: «Да и родители показывают им такой пример. Часто на прием приходят мамочки, которые не вылезают из смартфонов, а дети в это время смотрят в айпады. Многим детям даже не покупают игрушек, погремушек – а они должны играть».
«В течение трех первых месяцев жизни ребенок должен изучать лицо матери, чтобы учиться воспринимать мир и социализироваться. А современные дети с младенчества смотрят в гаджеты, а потом у них возникают сложности с общением и со чтением», – говорит доктор Анисимов.
Так что прогнозы ученых выглядят не такими уж и фантастическими.