МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Помогите прекратить уничтожение сельхозживотных»: ученый-эпизоотолог обратилась к Путину

«Больной скот нужно изолировать, восприимчивых – вакцинировать, но не убивать»

Неладное происходит с сельхозживотными в ряде регионов РФ: в Республиках Хакасия, Бурятия, Удмуртия, Тыва, Красноярском крае, Иркутской, Амурской и Астраханской убиты (а где-то уничтожение продолжается) десятки тысяч сельскохозяйственных животных. Происходит это под эгидой борьбы с «заразным узелковым дерматитом крупного рогатого скота». В итоге тысячи сельских семей лишились своих кормильцев – это немыслимая трагедия для них. У ученого-эпизоотолога есть доказательства, что это вообще не дерматит, а ящур – самая заразная болезнь в мире, общая для человека и животных. Но будь то дерматит или ящур, животных следует изолировать, лечить, вакцинировать, а не убивать. «МК» разбирался в этой тревожной ситуации.

Фото: freepik.com

Ящур – остро протекающая высококонтагиозная болезнь парнокопытных, проявляющаяся лихорадкой, поражением слизистых оболочек рта, кожи венчика и вымени, у молодых особей – поражением миокарда и скелетных мышц. Ящуром могут заразиться люди – он проявляется недомоганием, мышечными болями, высыпаниями, температура может повышаться до 40 градусов С. Как говорят ученые-эпизоотологи (изучающие закономерности возникновения, распространения и угасания заразных болезней в популяциях и методах профилактики и борьбы с ними) ящур может иметь катастрофические экономические, социальные и экологические последствия. В связи с высочайшей заразностью ящур даже считают биологическим оружием.

И вот появились достоверные свидетельства, что под видом карантина по «заразному узелковому дерматиту крупного рогатого скота» на самом деле скрывают ящур.  

По официальным данным, которые привел Научный консультационный центр по разработке и трансферу системных технологий в ветеринарии и сельском хозяйстве в своем обращении к Президенту РФ Владимиру Путину, в ряде российских регионов с октября по март убиты и сожжены десятки тысяч сельскохозяйственных животных. В Хакасии – 4000 коров, 10 000 овец и коз и 500 свиней, при этом в хакасском селе Боград с населением 4345 человек уничтожено 100% сельхозживотных. В Иркутской области только в СХАО «Белореченское» умертвили 1880 коров, на фермах – тысячи бычков, и теперь восстановление объемов производства молока и мяса в области возможно ожидать лишь к концу 2025 года.

Тревогу забила ученый, врач-эпизоотолог и общественный деятель Светлана Щепёткина, руководитель этого Научного консультационного центра. Она ведет рубрику по ветеринарии в «Сельском часе» и жители стали присылать ей фото- и видеоматериалы, как у них изымают и убивают домашний скот.

– С 11 октября 2023 года по 28 февраля этого года в восьми регионах России руководство ввело карантин по «заразному узелковому дерматиту крупного рогатого скота» (ЗУД КРС) и вопреки ветеринарным правилам уничтожает коров, коз, овец, свиней, – рассказала она «МК».

– Что означает "вопреки ветеринарным правилам"?

– Ветеринарные правила обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами страны. При ЗУД КРС животных лечат, а восприимчивых вакцинируют. Вместо этого животных уничтожают, причем не только коров (хотя ЗУД КРС – даже судя по названию – может быть только у крупного рогатого скота. – Авт.), но и овец, коз, свиней...

При этом результаты лабораторных исследований и фотовидеоматериалы говорят не об «узелковом дерматите», а о ящуре. Если судить, например, по фото и видео, присланным из Бурятии и Тывы, – там четкая клиническая картина ящура. Из Хакасии есть результаты лабораторных исследований, где прямо указано: «Ящур положительно» (в распоряжении «МК» есть копии с диагнозом «ящур». – Авт.). У меня есть все доказательства, что под видом ЗУД КРС региональные власти скрывают ящур. Дело в том, что если бы власти признали официально ящур, то из регионов на время ликвидации эпизоотической вспышки был бы запрещен экспорт любой продукции. Но бизнес же нужно сохранять! А при ЗУДе КРС продукцию перемещать можно. Чтобы скрыть ящур, животных решили уничтожать.

Изымают скот не только из крупных фермерских хозяйств, но и у совсем маленьких – а во многих сельских семьях это не просто «скот», это фактически домашние животные-кормилицы, сколько телят-козлят-ягнят детьми из сосочки выпоено!.. В итоге разорены многие сельские семьи. Это ужасная трагедия для них. У меня есть выписка из больницы Боградского района об инсульте женщины, у которой на глазах убили ее коров. Старики не могут справиться с горем и попадают в больницы…

– Уничтожение животных при ящуре приводит к быстрому распространению эпизоотии на десятки и сотни километров – через трупы животных, на колесах машин, на одежде, – волнуется Щепёткина. – Еще во время учебы в институте корифеи-эпизоотологи рассказывали, как эту заразу на шапке за тысячи километров перевезли. На множестве видео и фотографий из Хакасии видно, как животных убили, погрузили, повезли... Из машины течет, никакой дезинфекции. Именно потому, что ящур – самая заразная болезнь в мире, больных животных нужно изолировать и вакцинировать, но не убивать. Есть руководства ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций) и ВОЗЖ (Всемирное общество защиты животных) с четкими инструкциями для ветеринаров по вакцинации и мониторингу ящура. В старой инструкции были даны алгоритмы по изоляции животных, смене спецодежды при входе и дезинфекции и душе при выходе из эпизоотического очага – чтобы не разносить заразу. И здесь возникает вопрос – почему за последние годы изменили ветеринарные правила в сторону распространения болезней? Например, при оспе овец и коз раньше тоже лечили и вакцинировали, а теперь убивают… 

 По словам ученого, в СССР была разработана комплексная система противоящурных мероприятий, основой которой являлась вакцинация. Эффективность этих мероприятий – без противозаконного варварского уничтожения животных! – продемонстрировал Алтайский край, где осенью 2023 года все поголовье вакцинировали согласно законодательству РФ. А сейчас, как она говорит, в районах с якобы «ЗУД КРС» вакцинацию проводят в нарушение федерального закона «Об обращении лекарственных средств» – и коровам, и козам, и овцам что-то колят из флаконов без этикеток, инструкций, акты о вакцинации не предоставляют. Отмечены массовые случаи выявления вируса после вакцинации с последующим уничтожением животных, а если владельцы сообщают о смерти животных после «прививок», их привлекают к административной ответственности за агитацию против вакцинации...  

«МК» пообщался с одним из пострадавших фермеров из Хакасии.

«У меня в декабре изъяли клинически здоровый скот, овец и коров на сумму около 15 млн рублей, которые до сих пор не компенсировали, – рассказал нам глава КФХ «Суворов» (Хакасия, Боградский район), ветеринарный врач Андрей Суворов. – Это 126 коров породы герефорд и 756 голов овец. Я как фермер и как ветеринарный врач-практик следил за развитием ситуации с заболеваемостью скота в Боградском районе. Вместе с другими фермерами мы искали способы направить эту ситуацию в правовое русло. В результате нам удалось остановить уничтожение скота в Аскизском районе».

По данным Минсельхоза Хакасии на 11 января, на ликвидацию ЧС из Резервного фонда Правительства РХ потрачено свыше 141 млн. рублей, из них почти 84 – это выплаты владельцам скота, 54,5 – финансирование мероприятий по ликвидации последствий болезни. 13 марта 2024 года сумма выплаченных компенсаций увеличилась до 200 миллионов рублей – однако многие жители демонстрируют отказы Минсельхоза Республики Хакасия и готовят коллективные иски, поэтому непонятно, кому были выплачены эти средства.  

По словам Щепёткиной, такая ситуация могла сложиться из-за того, что с 2002 года у нас в стране нет федеральной структуры государственной ветеринарной службы и госпрограмм по контролю массовых заразных болезней животных, поэтому регионы под прикрытием якобы ветеринарных мероприятий решают свои собственные задачи.

Жители написали множество обращений по всей вертикали органов власти и контролирующих организаций – однако все они переводятся на региональные власти, которые так и продолжают незаконно убивать животных.  

В официальном ответе Щепёткиной на ее обращение от Минсельхоза Хакасии от 26 марта 2024 года чиновники настаивают на узелковом дерматите и на законности проводимых мероприятий: «В связи с тем, что данное заболевание входит в группу контагиозных болезней, которые приводят к массовой гибели сельскохозяйственных животных и огромным экономическим потерям, в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории России, утвержденными приказом Минсельхоза России № 635… был разработан и утвержден «Комплексный план мероприятий по ликвидации эпизоотических очагов заболевания», которым, в том числе, предусмотрено: проведение отчуждения и изъятия всех больных, переболевших и восприимчивых животных в эпизоотическом очаге; проведение вакцинации восприимчивых животных в угрожаемой зоне. Весь комплекс проводимых мероприятий согласован на соблюдение законности со всеми надзорными органами». 

– Что, по вашему мнению, нужно сейчас предпринять? По официальным ответам все происходит законно?

– Это не соответствует действительности. Поэтому мы и направили обращение на имя президента России Владимира Путина, где от имени тысяч сельских жителей этих восьми российских регионов просим отменить незаконные действия по уничтожению сельхозживотных и распорядиться организовать противоэпизоотические мероприятия согласно законодательству РФ, а чтобы подобные ситуации больше никогда не повторялись, просим дать прямые поручения правительству, Генпрокуратуре и Следственному комитету разобраться в ситуации и найти виновных в незаконном уничтожении животных населения, разорении тысяч семей и нецелевом использовании сотен миллионов рублей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах