ВПР называют мини-версией единого госэкзамена, поэтому школьников среднего и старшего возраста готовят к всероссийской проверке почти как ЕГЭ. Впечатлительные ученики так же и относятся к этой работе: нервничая и мандражируя. «Не стоит», - отвечают на это педагоги-методисты. Результаты ВПР на личную успеваемость школьника почти не влияют. Оцениваются в основном школы и педагоги. Их, в свою очередь, проверяющие просят «не накручивать» учеников ради высоких баллов.
ВПР пишут с 2015 года. Раньше были нарекания в адрес организации тестов - начиная от перегрузки учеников, заканчивая самими заданиями. Так, в тестах попадались вопросы с двумя равнозначными ответами. Некоторые задания были неточно сформулированы, отсюда – их двоякое толкование. Не учитывался уровень подготовки учеников: в заданиях к седьмому классу мог затесаться вопрос для девятого. Затем провели серьезную «работу надо ошибками».
За десять лет система, можно сказать, утряслась. Итак, какие же новшества ждут ВПР в 2024 году? Самое главное и многозначительное: ВПР в этом году по иностранным языкам сдавать не будут. Кроме того, на решение заданий будет отведено 45 минут, а не 1-2 часа, как раньше. А еще процесс решения полностью перенесут в цифровой формат.
ВПР, в отличие от индивидуальной диагностики, называют контрольной для учителя. Чтобы не было соблазна подсказать ответ со стороны школы, тестирование проходит под присмотром педагогов со стороны. Но в учительских ходят байки, что классные руководителя якобы звонят родителям «особо одаренных детей» и просят посидеть этот день дома. Что не сделаешь ради родной школы?!
- Педагоги часто говорят, что они не только учат, но и сами учатся у своих ребят, - комментирует ВПР-2024 заслуженный учитель России Александр Снегуров. – Попросить «заболеть» в день написания ВПР особо ленивого ученика – шутка из арсенала учащихся. Конечно, педагоги такое не могут сказать всерьез.
- Почему, на ваш взгляд, исключили иностранные языки из программы ВПР?
- Я думаю, что возвращение к отечественным истокам сказалось на отношении к иностранным языкам. Косвенно, как отражающим некий мир условного запада. Хотя, вслух об этом не говорят. С другой стороны, последние годы в программе был перекос в сторону «языков»: слишком напирали на их изучение. Иностранный начинали преподавать со второго класса. С пятого – вводился второй язык. Видимо, решили поумерить пыл.
- Как отразится на итогах сокращение времени написания ВПР?
- Я считают, что это негативно скажется на учениках. Многим детям нужна раскачка. Они могут долго «въезжать» в задания, а потом быстро и хорошо все написать. А когда время будет меньше, они начнут нервничать и делать ошибки. Продолжительность лучше не сокращать. Дать запас времени на то, чтобы спокойно подумать. Хотя есть дети, которые всегда справляются раньше. Но таких, увы, меньшинство.
- Какие пожелания к ВПР в этом году?
- У меня пожелание – уменьшить вал контрольных и диагностических работ. Не больше двух за год. Чтобы не уходило много времени на подготовку. Чтобы задания соответствовали программе и не были излишне усложнены. Есть дети, настроенные на такого рода работы, они не приносят им стрессовых ситуаций. А есть те, кто уже за неделю волнуются. И конечно, учителя также волнуются. Этот фактор тоже надо учитывать.