МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Проблема собачьих куч осталась актуальной весной

«Культура собачников сильно зависит от района города»

Первое мартовское тепло заставило московские сугробы подтаять. Вслед за этим на проталинах показались вовсе не подснежники, а то, что обычно вытаивает из снега, — собачьи кучи. И в большинстве районов Москвы их действительно много: бодро начинавшиеся в предковидные годы эксперименты с собачьими пакетиками де-факто свернуты еще в пандемию. Почему сложилась такая ситуация и можно ли малой кровью решить эту проблему — выяснял «МК»

Фото: Алексей Меринов

Положение с уборкой за собаками во время их выгула — а понятно, что это единственный способ гарантировать отсутствие кучек на газонах, — примерно такое же, как с раздельным сбором отходов в Москве. Сознательные горожане уже много лет их разделяют, но тех, кто выбрасывает мусор без сортировки, по-прежнему много, едва ли не больше, чем разделяющих. И пропаганда раздельного сбора, которая достигла своего пика к началу ковидного 2020 года, затихла: у всех нас, похоже, появились более важные дела и поводы для волнений.

А между тем мартовские газоны уже начали в очередной раз доказывать справедливость старой поговорки: весна действительно показывает, кто где гадил. И сколько в каком районе культурных собачников (тех, что ходят на прогулку с пакетиком и совком), а сколько всех остальных.

— Культура собачников сильно зависит от района, — рассказывает Ольга, студентка, подрабатывающая выгулом собак. — Я выгуливала собак два года назад в Текстильщиках, сейчас работаю в Гагаринском районе и Хамовниках. И, по ощущениям, разница колоссальная: в богатых интеллигентных районах процентов 90 хозяев ходят с пакетами. Я, конечно, тоже. А в «пролетарских» районах где-то около половины убирает за собакой, а вторая половина — нет.

По словам собеседницы «МК», проблем тут две: к обычной брезгливости (часто людям просто неприятно наклоняться к кучке «навоза», чтобы убрать ее в пакет) добавляется отсутствие городской системы «культурной уборки за собакой». Причем в теории она есть — как минимум на территории парков и скверов часто имеются стойки для биоразлагаемых пакетов. А вот самих пакетов обычно нет — опрошенные «МК» владельцы собак не видели заряженных в эти стойки пакетов уже много месяцев. Хотя в соответствующих городских службах не сообщали о прекращении кампании...

— Пакеты могут быть пластиковые биоразлагаемые и бумажные, — рассказали «МК» в розничной сети товаров для животных. — Они продаются как по отдельности, упаковками, так и вместе с диспенсерами. Покупатели — не только частные лица, но и организации: например, товарищества собственников жилья, управляющие компании коттеджных поселков. Те, кто заинтересован в чистоте на вверенной территории.

У каждой группы пакетов есть поклонники. Пластиковые — легче и компактнее, а также более надежны; бумажные зримо экологичнее и лучше на вид (к тому же скрывают содержимое). Некоторые из бумажных в наполненном состоянии чем-то похожи на упаковку с шаурмой (только вместо продукта на пакете изображена собака).

— Управляющим компаниям имеет смысл сразу же приобрести и специальную закрытую урну для собачьих отходов, — рассказали представители зоомагазина. — Тут есть сразу два аргумента: во-первых, в обычных урнах собачьи отходы расклевывают вороны и голуби, вскрывают крысы. А во-вторых, по правилам биологические отходы должны утилизироваться особым образом. И за эту утилизацию отвечает балансодержатель территории.

Кстати, стоит вспомнить, что довольно мощную и продуктивную кампанию за повышение культуры выгула собак несколько лет назад «подрубили на взлете» несколько скандалов, связанных с наказанием горожан за неправильную утилизацию «биологического мусора». Причем утверждалось (это было также весной 2020-го, на фоне разворачивающейся борьбы с ковидом), что нарушителей норм утилизации опасных отходов установили при помощи видеокамер наблюдения.

Одновременно в Москве, как и по всей России, загрязнение общественных пространств (так можно квалифицировать выгул собак без пакетика), конечно, наказуемо — штраф по КоАП составляет от 1000 до 2000 рублей. А вот нарушение норм утилизации опасных отходов «стоит» по региональному КоАП уже 4–5 тысяч рублей.

— Хотя федеральной нормы о запрете выброса собачьих отходов в обычные урны нет, в Москве при отсутствии специальных урн владельцам собак можно посоветовать только уносить экскременты с собой и выбрасывать дома, — говорит юрист Алексей Голубев.

Интересно, что есть и альтернативная точка зрения на этот вид городских отходов: многие уверены, что собачьи кучи на газонах — по аналогии с навозом — являются скорее удобрением, чем опасными отходами. В исходном виде — точно нет, говорит ландшафтный дизайнер Алена Никифорова. «Собачьи отходы действительно могут быть сырьем для удобрения, как и любые другие фекалии, — говорит эксперт. — Но это не значит, что их можно вносить в почву непосредственно. Речь может идти лишь о том, чтобы компостировать их, смешивать с другими видами органики и применять через несколько лет, в перегнившем виде».

Полезные для почвы вещества — азот и фосфор — в фекалиях действительно присутствуют, подтверждает Никифорова. Однако, во-первых, их концентрация слишком велика для крохотного пятачка земли: впитываясь мало-помалу в почву, собачья куча просто выжигает почву. А во-вторых, в свежем собачьем «навозе» встречаются паразиты.

...И все-таки в том, чтобы ежегодно отправлять на свалку более 700 пакетов на одну собаку — пусть эти пакеты даже биоразлагаемые — есть что-то глубоко неправильное. Но «украшать» фекалиями газоны, пожалуй, получается еще хуже. Наиболее прогрессивные собаководы, кстати, придумали почти идеальный способ: носить с собой не одноразовый пакет, а многоразовую тару, сделанную обычно из пластиковой бутылки... Приходишь домой — смываешь куда положено, а «лоток» моешь.

Но стоит ли призывать к такой вершине бытовой культуры москвичей — пока даже пакетики в целом ряде районов освоены лишь наполовину?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах