По статистике ГИБДД, которая опубликована в феврале этого года, в России за 2023 год на 75% выросло число эксплуатируемых электромобилей. Сейчас их 39,7 тысячи единиц по всей стране. В процентном отношении к общему парку, впрочем, это всего 0,07%.
При этом активнее всего «поголовье электричек» растет в столице — здесь за прошлый год стало в семь раз больше электрокаров (второе и третье места в этом рейтинге заняли Калининградская область — в три раза, и Подмосковье — вдвое). В Москве прирост значительный и в абсолютных цифрах — это более 6 тысяч автомобилей.
Одним из главных преимуществ для электромобилей в российской столице, благодаря которому, возможно, их число и растет здесь так активно, — это бесплатная парковка, а также сеть бесплатных для зарегистрированных пользователей городских зарядных станций. Более того: электромобили не только имеют право парковаться бесплатно на всех городских платных парковках, но и получили эксклюзивные парковочно-зарядные места на улично-дорожной сети.
— Именно из-за преференций я решил попробовать электромобиль, — рассказывает менеджер инвестиционной компании Алексей Булгаков. — Приобрел для себя «на ресурсные испытания» подержанного электрического «японца» ценой в общей сложности около 1 млн рублей. Автомобиль оказался весьма интересным и даже веселым в эксплуатации, при этом льготы получаются значимыми: по грубым подсчетам, я, работая в центре, уже сэкономил на парковке около 200 тысяч рублей за несколько месяцев. Что касается бесплатных заправок, не всегда получается ими пользоваться, но экономия в любом случае очень существенная.
Однако, как прогнозирует собеседник «МК», эти экономические преимущества не более чем на несколько лет. «Когда «электричек» станет еще в несколько раз больше, чем сейчас, они займут значительную долю машино-мест в центре, а это будет означать, что даже повышением цен свободных мест не получишь. Значит, придется отменять льготы. Возможно, это сделают уже в 2025–2026 годах», — отметил владелец электромобиля.
Впрочем, пока власти, наоборот, агитируют горожан за скорейшую «электрификацию» личных авто. Помимо уже упомянутых аргументов электромобили в Москве не облагаются транспортным налогом, а в федеральном масштабе имеют право бесплатного проезда по платным трассам.
Именно поэтому расширяется сеть столичных электрозаправочных станций. К 2030 году их планируется построить 30 тысяч — на улицах, а также в паркингах торговых, офисных и даже жилых зданий. Правда, на данный момент все еще не решен вопрос обеспечения пожаробезопасности — батареи «электричек» имеют свойство взрываться, а пожары таких машин тушить намного сложнее обычного.
В эксплуатации, даже не говоря о преференциях, электромобиль имеет свои неоспоримые достоинства, добавил Алексей Булгаков. Его регулярное техобслуживание намного дешевле — в первую очередь из-за того, что не нужно менять масло в двигателе. Да и другие узлы электромобиля требуют куда менее регулярного обслуживания.
— Но есть и крупные недостатки, особенно для нашего климата, — продолжил владелец «электрички». — Чтобы запас хода оставался сколько-нибудь приемлемым, приходится отказываться зимой от отопления салона, это с точки зрения расхода энергии оказывается барством — тогда как с ДВС печка просто утилизирует избыточное тепло двигателя. Правда, в большинстве версий электрических «японцев» есть подогревы сидений и руля, а также стекла с подогревом, включая лобовое, — так что без печки ездить вполне возможно.
Между тем сразу несколько громких мировых новостей противоречат тренду «электромобилизации». Так о закрытии соответствующего проекта объявили в Apple, ранее планы сворачивания выпуска автомобилей с ДВС скорректировали в Mercedes-Benz и Toyota. Таким образом, Россия (вслед за Китаем, который за последние годы стал лидером «электрификации» автотранспорта) может внезапно оказаться в авангарде прогресса. Поскольку у нас стимуляция электромобилей и не думает сворачиваться: например, недавно Минпромторг исключил легковые автомобили и легкие грузовики с ДВС из программы льготного лизинга. А вот электромобили — сохранил.
— Поскольку речь идет о лизинге, очевидно, что политика направлена прежде всего на обновление коммерческого транспорта, в том числе такси и каршеринга, — рассуждает Илья Левин, маркетолог крупного дилерского центра. — На частных лицах это отразится не слишком, поскольку они пользуются другими механизмами, прежде всего кредитованием.
Москва, кстати, стимулирует переход на электротягу именно такси и каршеринга. Для таких потребителей не столь критична и 30–40%-ная разница между «электричкой» и автомобилем с ДВС — важнее более низкие издержки эксплуатации. В итоге через несколько лет мы можем оказаться в ситуации, когда корпоративные «флоты» будут все больше представлены электромобилями, а машины с ДВС останутся для более суровых, чем большие города, условий... И частных владельцев — правда, никто не гарантирует, что для бензиновых и дизельных авто не будут вводиться новые ограничения.