Ранее местный ресторатор Косина Фусьон рассказал о неспокойной обстановке в городке Вильяхойоса. Мол, с началом спецоперации участились драки между выходцами с Украины и из России. А перед тем, как нашли тело перебежчика Кузьминова, был убит еще один россиянин.
Мы связались с нашими соотечественниками, которые живут в Испании.
— Вильяхойоса — пригород Аликанте, там действительно очень много русскоговорящих, — говорит программист и блогер Григорий Евдокимов. — В соседнем муниципалитете Торревьеха можно «добрый вечер» и «здравствуйте» смело говорить на русском каждому второму встречному. Испанцев там ровно половина. В 90-х на побережье Коста Бланки перебралось много выходцев из стран СНГ. Они обосновались, открыли конторы, агентства недвижимости. К ним потянулись соотечественники, стали покупать в небольших городках недвижимость, где она сравнительно недорогая.
Григорий Евдокимов родом из Санкт-Петербурга. В Испании живет 5,5 лет. Место жительства сменил из-за аллергии, которая была у него и у его сына. Врачи посоветовали им теплый, средиземноморской климат.
— Например, в Валенсии, где я живу, около 180 тысяч украинцев и 75 тысяч русских. Они работают в основном в сфере обслуживания, туризма, на стройках. Многие — не официально. Среди моих знакомых очень много украинцев. Есть те, кто живут давно, и те, кто приехал недавно.
— С началом спецоперации отношения не обострились?
— Недопонимания были, кто-то поругался, но до драк дело не доходило. Лично у меня на бытовом уровне проблем ни с кем не было. Однажды женщина, у которой кто-то погиб, сказала мне: «Я не могу с тобой общаться, потому что ты из России». Я ответил: «Нет проблем». Большинство людей адекватные и вменяемые. Примечательна одна история. Как-то пришла ко мне ремонтировать компьютер одна клиентка в сопровождении парня. Она — киевлянка. Призналась, что, когда началась спецоперация на Украине, они дома перестали говорить на русском. Для них все происходящее стало потрясением, они переехали в Испанию. И здесь она встретила парня, который приехал из Питера. Влюбилась в него. И стала с русскими нормально общаться. Вот так повернулась жизнь.
Как говорит Григорий, в социальных сетях, где многие прячутся под никами, конечно, бушуют страсти.
— Когда началась спецоперация, мне пару человек написали: «Гриша, ну как же так произошло?..» Но со временем все трения сгладились. У каждого полно своих проблем. Враждовать не досуг. Мы понимаем, что находимся здесь, за границей, «в одной лодке». Мы с семьей живем в доме, где три этажа заселены русскоязычными. В трех квартирах живут ребята из России, в одной — белорусы, в остальных — украинцы. Всегда приветствуем друг друга, бывает, что бегаем друг к другу за солью.
А вот отношение местных властей к украинским беженцам со временем, как говорит наш собеседник, изменилось.
— Когда началась спецоперация, беженцы каждую субботу ходили по улицам с украинскими флагами. Испанцы первое время старались им помочь, выплачивали пособия. Потом их приехало столько, что денег в казне уже не стало хватать. У Испании еще большой внешний долг и госдолг. И беженцам стали просто давать разрешение на работу. Этой возможностью начали пользоваться и те украинцы, кто жил в Испании уже лет 20. Получить здесь разрешение на работу гораздо сложнее чем в России или в Америке. А самозанятыми многие оформляться не хотели, там нужно выплачивать до 40% налогов. А тут появилась возможность работать легально. Как-то заметил в кафе девушку-официантку, которая говорила с посетителями на испанском, а когда подошла к столику с украинцами — перешла на чистый украинский.
— Как в Испании восприняли сообщение о том, что в муниципалитете Вильяхойоса был убит российский летчик-предатель Максим Кузьминов?
— В новостях сообщили, что произошло убийство, к нему могут быть причастны два человека, которые не оставили никаких следов. В Испании полиция сохраняет некую приватность, не выкладывает все подробности. Русскоязычные жители еще удивляются, как Кузьминов мог оказаться в Испании? Обычно перебежчики оседают в Лондоне. Может быть, у него здесь живут какие-то родственники или знакомые? Звучат мнения, что его смерть могла быть простым стечением обстоятельств. «Под пьяную лавочку» что только не происходит.
Григорий вспоминает недавний случай, когда к нему из Мурманска приезжал друг.
— Мы вечером пошли посидеть в баре. Друг у меня моряк, патриотично настроенный. А там рядом оказались украинцы, пошли пьяные разговоры. Понимая к чему все это может привести, встали и ушли оттуда.
Как говорит наш собеседник, есть также те, кто думает, что убийство в паркинге — это инсценировка, чтобы скрыть настоящее местопребывание летчика-предателя.
— А сами испанцы обсуждают это событие?
— Нет, им все равно. Несколько дней назад здесь произошел пожар, сгорело два здания, погибло больше десяти человек. Вот это событие все обсуждают. А до предателя-россиянина Кузьминова, у которого нашли поддельные украинские документы, никому нет дела. Для них Россия — это что-то далекое, где холодно, в тайге бродят бурые медведи, а во льдах — белые. Что испанцы активно обсуждают, так это футбол, с чьей подачи был забит гол, кто отличился, какой новый игрок появился в той или иной команде. Они так живут, предпочитая не говорить о чем-то плохом. Правда, нередко, ругают своих политиков, называя их «кабронами» – «козлами». Но без всякой агрессии.
Происходящее на Украине, как говорит Григорий, испанцы тоже практически не обсуждают.
— Но есть те, кто все-таки поддерживает спецоперацию. Но они об этом не кричат. При встрече могут сказать: «Нам Путин нравится. Так и надо действовать».
Еще одна наша собеседница Ольга живет в городке Вильяхойоса, или попросту в Ла-Вила, шестой год. Работает в сфере IT-технологий на удаленке. Приехала сюда, чтобы заниматься серфингом.
— Этот городок до недавнего времени можно было назвать «сонным», — говорит Ольга. — Он известен своими шоколадными фабриками и пляжным отдыхом. Что немаловажно, удобно расположен, полчаса на скоростном трамвае, и вы в столице провинции Аликанте. Из-за сравнительно недорогой аренды жилья здесь много украинцев, россиян, а также белорусов и болгар. То есть, идеальное место, чтобы затеряться.
Ольга говорит, что тело перебежчика Кузьминова нашли в районе Ла-Кала-де-ла-Вила, где живет около 8 тысяч человек, среди которых много иностранцев.
— По будням там многие квартиры в домах пустуют. Хозяева приезжают на побережье только на выходные. Там, кстати, ездит немало машин с украинскими номерами. И Кузьминова, насколько мне известно, опознал один из украинцев, который занимается ремонтом. Только перебежчик был ему известен как Игорь Шевченко из Донецка.
Ольга говорит, что ее знакомые уверены: действовали не спецслужбы. Было сделано восемь выстрелов, два из которых — мимо, и не было контрольного в голову.
— После убийства Кузьминова в жилых комплексах стали проявлять повышенный интерес к обеспечению безопасности. Жильцы согласились на то, чтобы увеличить количество видеокамер, а в подземных гаражах хотят установить дополнительное освещение.
Звучат, как говорит Ольга, и требования к ужесточению правил аренды жилья.
— Теперь хотят требовать предоплату за год вперед. И, чтобы был поручитель кто-то из местных. К украинцам и так относились с подозрением. А теперь каждый украинский паспорт будут тщательно проверять, а вдруг он фальшивый?
Наша собеседница говорит, что криминальной обстановку в Вильяхойосе не назовешь.
— Навскидку вспоминаю только историю, как сотрудница страховой брокерской компании надула 36 украинцев и россиян.