Существуют разные законные способы не проводить ребёнку день в школьных стенах.
Например, при домашнем обучении к детям, чьи проблемы со здоровьем не позволяют посещать школу, учителя приходят заниматься на дом.
Другой вид учёбы освоила в пандемию каждая семья со школьником – те самые дистанционные уроки, когда педагог преподаёт с экрана монитора.
Также в ходу семейное образование, утверждённое статьёй 17 Закона «Об образовании в РФ». Родители забирают личное дело ученика из образовательного учреждения, после чего к школе никаких претензий по качеству обучения уже высказать не смогут. Кстати, исследование, проведённое среди родителей, детей и независимых экспертов МГПУ показало, что если во время коронавируса семья положительно оценивала опыт учиться удалённо, то и к идее семейного образования преимущественно относится хорошо.
Означает ли учёба в семье превращение родителя в универсального учителя по всем предметам? Не всегда.
35-летняя москвичка Дарья растит пятерых дочек. Старшей Ульяне – 13 лет, Таисии – 10, Альбине 6, у неё синдром Дауна. Четвёртым ребёнком в семье стала Дунечка, скоро она отпразднует 5-летие. И полгода назад на свет появилась Алеся.
– Когда настала пора Ульяне идти в первый класс, я сходила на день открытых дверей в школу, поговорила с учителем, с директором, и мы туда… не пошли, – вспоминает мама нынешней 7-классницы. – Никто из моих детей не был в детском саду. Мы привыкли не расставаться, быть всегда в обнимку. Для нас подготовка к школе, которую я сама вела для Ульяны, плавно перетекла сначала в первый класс, потом во второй и т.д. Это было настолько естественно, что дочка, будучи дошкольницей, мне кажется, даже не заметила перехода в первоклассницы.
– Далеко вперёд, на самостоятельное преподавание дочке предметов в средних классах я семь лет назад не заглядывала, решила смотреть по ситуации, – рассказывает Даша. – Я хорошо училась в школе, многое помню, но что-то, конечно, забылось. В частности, алгебра. Я пролистываю учебники, смотрю, о чём там написано, и вспоминаю. По крайней мере, пока седьмой класс, мне это не сложно даётся. Правда, одно дело вспомнить программу, другое – научить. К учебному процессу я готовилась, погружаясь в чужой опыт семейного образования, смотрела, какие бывают программы, учебники, и отбирала те, что мне откликались. Информации сейчас — как товаров в супермаркете. Лично мне помогают разобраться блогеры, у которых дети на семейном образовании. Блоги дают достаточно пищи для размышления. В каждой семье свой подход. Если кто-то делится, думаешь: «О, мне это подходит». А вот в прошлом учебном году учёба у нас провисла. У меня родилась малышка, одна из младших дочек ревновала, капризничала, очень сложно было заниматься. И тогда я прикрепила Ульяну к онлайн-школе, чтобы сохранялась какая-то структура в получении знаний. Я знала, что она послушает лекции по обществознанию, географии, биологии и литературе, возьмёт оттуда основное, а то, что она не поймёт, я ей дам. На мне полностью остались математика, русский и иностранный языки.
Можно дешевле, можно дороже
– В рейтинге форматов семейного образования, по данным опроса взрослых, чьи дети так учатся, лидирует онлайн-обучение: дети занимаются онлайн в школах, на курсах, с репетиторами, - рассказывает руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева. - Почти треть родителей добавляет очные занятия с репетиторами, общение с психологом, тьютором и др. Ничего из перечисленного не выбирает 12% опрошенных нами семей. Мы изучили, во сколько обходится обучение в форме семейного образования, и сравнили с государственной школой (имеется в виду платная внеурочная деятельность — авт.). Уровень финансовых вложений у выбравших учиться вне школы несколько выше. Так, до 10 тыс. рублей тратят 27,5% семей с детьми в обычной школе, 29% – на семейном образовании. До 20 тыс. рублей – 25,4% и 38% соответственно. До 30 тыс. рублей – 12,4% и 14%. До 40 тыс. рублей – 5,4% и 13%. Свыше 50 тыс. рублей выделяют 4,1% и 6%.
У Дарьи из семейного бюджета на прохождение школьной программы двумя дочерьми – 7-классницей и 4-классницей — средства на оплату существенной части занятий черпаются из материнского капитала.
– Любые дети школьного возраста обязаны быть прикреплены к какой-либо школе, там лежит их личное дело, – объясняет Даша. – Хотя мы живём в Москве, выбрали частную школу в Санкт-Петербурге за её большой опыт сопровождения детей на семейном образовании (раз в полгода девочки сдают онлайн-экзамены, нам рекомендуют учебники, высылают обязательные к изучению темы из ФГОС). В 7-м классе учебный год стоит 18 тыс. рублей, в 4-м – 16 тыс. Примерно 30 тыс. в год тратим на онлайн-занятия по ряду предметов в онлайн-школе для старшей дочери. В начале учебного года примерно 10 тыс. расходуем на все учебники (бумажных нам питерская школа не выдает, а интерактивные не всегда удобные, поэтому бумажные пособия покупаем). Бывают дополнительные курсы, интенсивы, например по истории. В год выходит 6–7 тыс. рублей. Ульяна занималась онлайн английским в мини-группе, полгода стоит 20 тыс., но сейчас нам проблематично оплачивать иностранный язык, отказались. Таисии купили онлайн-курсы по рисованию. Если честно, трудно удерживаться от соблазна покупать курсы – в Интернете выбор огромный. Однако в ребёнка невозможно впихнуть всё.
По мнению опытной мамы, самое дорогое – брать репетиторов (возможно, в 9-м классе при подготовке к ОГЭ Ульяне возьмут онлайн-преподавателя). В остальном выручает обилие бесплатных или недорогих интернет-ресурсов, в том числе преподносящих материал в игровой форме.
– Можно выучить ребёнка за малые деньги, но если средства всё-таки есть, то нагрузка на родителей будет меньше, – отмечает Дарья. – Другой вопрос, что, если оба родителя работают, сложно заниматься семейным образованием. У одного из взрослых должна быть возможность работать из дома или не работать вообще и посвятить себя обучению детей. Но тогда периодически будь готов к нехватке денег.
В день рождения – выходной
Учебный день дочек Дарьи строится по распорядку.
– Для меня в занятиях главное – регулярность, – делится Даша. – В многодетной семье, где куча дел, нужно чётко знать, что в такие-то часы мы будем заниматься. Также устанавливаю минимум и максимум изучаемого на день. Сейчас у нас происходит так. Утром, пока, я занимаюсь маленькими и готовлю завтрак, Ульяна идёт читать учебник истории. Если готовка на кухне долгая – допустим, я пеку блинчики на всех, – мы с Таисией начинаем параллельно решать задания по математике (математика даётся сложнее других предметов, поэтому в течение дня ей уделяем времени побольше). Позавтракали – и я даю Тае примеры для самостоятельной работы, а Уля рассказывает мне материал по истории, после чего садится за компьютер слушать лекции. Мы составили с ней график на каждый день. Периодичность продумали таким образом, чтобы ничего не успевало забыться. Она слушает и выполняет домашние задания. Свои перемены регулирует сама, я не слежу за этим.
А что же малыши?
– Маленькие очень шумные, бегают вокруг, им нужно то в туалет, то поесть, то они у них потасовка, то «посмотри, мам, как я нарисовала», – улыбается Даша. – Они же дети и не могут долго сидеть на месте. Я научила малышек играть в лёгкие настольные игры. Они листают книжки, возятся с куклами. Иногда усаживаются рядом и рисуют, лепят. Есть стеллаж, в котором стоят коробки с разными видами пластилина, краски, фломастеры. Дуня уже научилась писать цифры и буквы, Альбина тоже пытается. Вместе с Таисией усаживаются к компьютеру смотреть видео по окружающему миру и английскому.
Дальше у семьи прогулка, обед и сон. Период затишья мама отводит для занятий со старшей дочерью, у которой к тому моменту заканчиваются онлайн-лекции. И тут индивидуализация обучения снова в действии:
– В семейном образовании, если видишь, что ребёнок понял тему, ты не будешь на ней сидеть, как в школе, положенные часы, – говорит мама. – А на другой теме, наоборот, задержишься. Кто-то из детей быстрее в чём-то идёт, кто-то медленнее, и ты выбираешь темп преподавания. Отметок я не ставлю. Учёба ради хорошей отметки – это неправильно. Учёба должна быть в радость. Мы пишем тесты, диктанты и сразу разбираем ошибки.
По закону, оформившим семейное образование разрешается обходиться без внешнего контроля, без экзаменов вплоть до окончания ребёнком 9-го класса (сдача ОГЭ ждёт каждого российского школьника). Если же родители желают держать в тонусе и себя, и детей, хотят понимать, не слишком ли отклонились от федерального образовательного стандарта, им предлагается промежуточная аттестация. Дашины дочери проходят через тестирование питерской школы, куда они прикреплены. Под прицелом видеокамер никто не экзаменуется – отвечай в подходящих условиях, лишь уложись в отведённые 4 часа. Списывая, кого ты обманываешь, кроме самого себя?
С каникулами тоже можно обращаться, как удобно семье. Даша не придерживается сроков традиционных каникул. Чувствует, что девочки устали или сама близка к выгоранию, – устраивает передышку даже в середине недели. Также уроки отменяются для всех в дни рождения любой из пяти сестёр. Самые долгие перерывы в учёбе случаются с Нового года по Рождество, и целиком каникулярным объявляется июнь. В остальное время, включая субботы и воскресенья, занятия не прекращаются, разве что идут в облегчённом режиме – мама нашла девочкам оптимальный баланс между отдыхом и поддержанием рабочего состояния. Процесс обучения не прерывается круглый год. Может быть, поэтому Первое сентября как праздник в этой семье не прижился.
Легко не будет
– Пресловутая социализация… Распространённый миф у критиков семейного образования, – вздыхает Даша. – Мои дети не живут под колпаком, у них есть друзья: соседские ребята, сверстники из кружков по пению и рисованию, из секций по скалолазанию и роликам, куда ходят девочки, онлайн-подружки по компьютерной игре. Ульяна и Таисия спокойно общаются с людьми, избирательно завязывают дружбу, у них с этим нет проблем. Я совершенно не ограждаю дочерей от реальной жизни, переживаний им хватает. Но то, что они учатся дома, даёт сформироваться их самооценке в здоровой среде. И ещё к вопросу о социализации. Почему-то все волнуются о том, как во взрослом возрасте человек будет взаимодействовать с обществом, но не беспокоятся, как он станет жить в семье. Близкие люди нередко не умеют договариваться между собой. У моих девочек есть личная жизнь, однако они максимально включены в семейные отношения. Надеюсь, им это пригодится, если они в будущем выйдут замуж и родят детей.
Осторожность мам и пап, которые не до конца верят, что смогут быть учителями, Дарья одобряет. Самонадеянность нежелательна. Предусмотрительнее – объективно оценить, хватит ли тебе терпения, силы воли, целеустремлённости, усидчивости.
– Легко не будет, – предостерегает она. – Я могу сказать точно: родителю, который выберет роль педагога на семейном образовании, должно нравиться учить. Не хочешь вникать в примеры, географию, биологию, не имеешь педагогической склонности – очень быстро придёт выгорание. Кроме того, у родителя должен быть непоколебимый авторитет дома. Я очень люблю учить. И мне интересно смотреть на то, как ребёнок начинает понимать какие-то вещи, как он умнеет благодаря тебе. Расти вместе с детьми, быть рядом с ними – невероятно сближает. У нас с дочками был разговор, не хотят ли они ходить в школу. Говорят, нет – от подружек узнали о школьной жизни, она их не привлекает. Я рассматриваю идею записать в коррекционное учебное заведение дочку с синдромом Дауна, но и то для выборочного посещения уроков, в основном я собираюсь учить её дома. Что греха таить, был тяжёлый период, когда я всех хотела отдать в школу, мне казалось, будто мы ничего не успеваем. Но передумала. На мой взгляд, когда ребёнок идёт учиться, появляется ещё один член семьи – школа. А я всячески стараюсь избегать системы.