Желание усилить математику и физику в вузах и школах объяснимо. Не совсем понятны только методы, которые будут для этого применяться. Как именно участники совета намерены менять ЕГЭ по физике и математике, без сомнения, «инженерным» дисциплинам? И нужно ли нашим вузам, как в позднем СССР, ежегодно выпускать по 200 тысяч инженеров?
Ректор СПбГУ Николай Кропачев на совете заявил, что ЕГЭ по математике надо сделать обязательным для всех факультетов, включая юридические и творческие. «Уверяю вас, — донес мысль ректор президенту, — качество подготовки выпускников — юристов, социологов, психологов (в этом случае) — резко возрастет». Президент с ним не согласился.
Зато главу питерского университета поддержали ученые. Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук сказал, что математика — это методология, а не только предмет. И «все должны быть с детства приучены оперировать малым количеством абстрактных символов».
Такое же мнение высказал и директор Главной геофизической обсерватории Росгидромета Владимир Катцов, заметив, что климатологу «без математики — ни шагу».
Но больше всего родителей, школьников и завучей с учителями напугала зампред правительства Татьяна Голикова. Хоть она и заметила, что торопиться с переменами не нужно. Мол, тема (с экзаменами) «очень тонкая» и «забегать вперед мы не будем», однако признала, что изменения в системе ЕГЭ грядут. Особенно по физике и математике.
«Эти направления у нас в очень серьезной проработке, включая некоторые подходы к изменению сдачи ЕГЭ», — сказала вице-премьер. Добавив, что обсуждения с экспертами уже идут. И обсуждаются не только сами ЕГЭ, но и ДВИ — дополнительные испытания в вузах.
«Чтобы студенты ориентировались на естественные науки и на те профессии, которые нам нужны в будущем», — добавила Голикова.
— Вот из последней фразы хоть что-то понятно, — комментирует методист, эксперт в сфере образования Анастасия Гордеева. — Потому что вначале, честно признаться, возникло ощущение, что ученая братия сама не слишком разбирается в тонкостях ЕГЭ.
Все же замечу, что у нас нет условных певцов, которые не сдают математику. Сочинение для допуска к ЕГЭ, единые экзамены по русскому языку и математике сдают абсолютно все выпускники 11-го класса. Другое дело, что не поступающие в технические вузы, на IT, еще куда-то, где нужен продвинутый уровень математики, сдают более простую, базовую математику. «Технари» — пишут математику-«профиль». Сразу скажу: это экзамен экспертного уровня.
Физику школьники сдают как дополнительный предмет ЕГЭ. Его выбирают не только те, кто поступает на инженерию, авиаконструирование, баллистику, кораблестроение или космос. Но и аграрии, к примеру. Будущие геологи, биотехнологи, зоотехники, геодезисты, строители и даже дизайнеры на некоторых направлениях — всем нужен ЕГЭ по физике. Подчеркну, что вообще «набор» ЕГЭ для поступления — это требование вузов, и не могут быть установлены никем, кроме самого вуза.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) — это, по сути, внутренний экзамен вуза. ДВИ существуют в наших топах: МГУ, СПбГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. И в творческих, конечно: спеть, станцевать, нарисовать… Часто это не один экзамен, а 2-3, поэтапно.
Другие возможные реформы ЕГЭ и самих предметов — это пересмотр в сторону углубления программ по физике и математике. Да, так может быть, но в ущерб чему-то. Нагрузка на школьника и учителя такая, что возможен только принцип Простоквашино: «Чтобы купить что-то ненужное — надо продать что-то ненужное». И в разряд «ненужных» снова попадут гуманитарные дисциплины.
Еще можно, в теории, отменить базовую математику и сдать только профильную. Мое мнение — если профиль для всех останется в нынешнем виде, это будет просто массовый незачет. 70 и более процентов выпускников не смогут написать профильную математику».
Справка «МК»: по данным Росстата (1988 год) из 1,5 миллиона ученых в стране 715,7 тысячи человек были «заняты вопросами техники». В области сельхознаук ученых было 42,7 тысячи человек. В педагогической науке трудится 39,6 тысячи человек, юридической — 8,7 тысячи. Общественными науками было занято 11% всех научных работников. Из них 20,9 тысяч занимались философией, 58,6 — филологией, историей — 28,5 тысяч. Лишь 4,6 тысячи научных работников изучали психологию, 4,4 тысяч — архитектуру.