О содержании предлагаемой новой редакции ПДД журналистам рассказал член ОП РФ Александр Холодов — зампред профильной комиссии палаты, курирующий автомобильно-транспортную тематику. По его словам, планируется впервые за много десятилетий изменить структуру основного дорожного документа. «Сначала раздел о правах и обязанностях пешехода, потом — водителей велосипедов, потом — средств индивидуальной мобильности: электрических самокатов, моноколес и так далее», - предлагает Холодов.
Таким образом, меняется фокус ПДД: исторически они вводились как нормативный документ именно для регулирования движения личных автомобилей. Если бы безрельсовый транспорт на улицах и дорогах был только общественным, можно было бы обойтись и без общегражданских правил: хватило бы и ведомственных, как на железной дороге. Сейчас же — водители «задвинуты» в заднюю часть документа.
Впрочем, тут есть и достоинства: права и обязанности пешеходов и наездников «малого транспорта» (велосипедов и СИМ) будут прописаны четче. «Может быть, это наконец уберет проблему последних лет — неравноправие на дороге, - рассуждает инструктор по вождению Валентин Сопин. - Сейчас получается, что у пешехода есть только права и фактически нет обязанностей. Кто когда видел в последний раз, как ДПС штрафует пешеходов — советские времена не предлагать?».
Впрочем, для этого, как отмечает инструктор, ПДД должны преподаваться в школе как обязательный предмет, и серьезный госэкзамен по ним должен войти в образовательный стандарт. Иначе достичь нужного уровня информированности пешеходов о правилах не получится. Да, и штрафы для пешеходов и наездников придется делать столь же «неотвратимыми», как и для водителей.
Второе громкое предложение, о котором говорил Александр Холодов — адаптировать ПДД к появлению на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей (напомним, опытная эксплуатация пассажирских беспилотников уже ведется в Москве, а грузовиков — на трассе М11 «Нева»). «Даже роботы-доставщики при всей их кажущейся миниатюрности и незначительности влияют на дорожное движение, — констатировал Холодов. — Получается своего рода лакуна — технически беспилотный транспорт у нас уже есть, его можно запускать на улицы, а вот никаких юридических основ под него не подведено. Это, безусловно, нужно исправить».
Один из примеров такой адаптации — превращение желтого сигнала светофора в однозначно запрещающий, предлагает Александр Холодов. «Поскольку роботу не объяснишь понятие «приготовиться», желтый для него должен быть знаком остановки, - подчеркивает общественник. - А если для него, то и для обычных водителей, получается, тоже. Возможно, проезд на желтый свет следует сделать нарушением правил, но штраф за это не взимать».
Действительно, проблема адаптации ПДД к появлению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования обсуждается не первый год и далеко не только в России. В качестве возможных направлений развития называют как резкое ограничение передвижения личного транспорта по ряду маршрутов при внедрении на них беспилотников, так и сохранение ПДД нетронутыми. Мол, беспилотники сориентируются в ситуации не хуже живых водителей.
- Судя по всему, эксперты из ОП представляют, что беспилотный автомобиль ориентируется исключительно на формальные ПДД, - комментирует идею автоэксперт Александр Шумский. - На самом деле, он больше анализирует поведение живых водителей и пытается повторить.
Программист, работающий в компании-разработчике беспилотных автомобилей, рассказал «МК», что оптический контур управления трафиком — проще говоря, светофоры — действительно куда меньше, чем можно подумать, используется современными автобеспилотниками. «Сигналы светофора, разумеется, распознаются машинным зрением, точно так же как пешеходы, животные и иные препятствия на проезжей части, - отметил собеседник «МК». - Но руководствуется автомобиль в большей степени другими вещами: расположением объектов на проезжей части, маршрутом, в ряде случаев сигналами диспетчерского центра».
Остальные предложения общественников куда менее масштабны: так, предлагается устранить из ПДД неактуальные нормы (например, о 15 метрах до остановки общественного транспорта, на которых нельзя парковаться; зачем эта цифра, если есть разметка?). А в регламент пользования телефоном за рулем внести поправку, запрещающую вообще держать аппарат в руках.
- Если допустить такую норму, окажется, что де-факто запрещено пользоваться навигаторами в мобильных телефонах, - отмечает юрист Алексей Голубев. - Их приходится иногда брать в руки, чтобы задать или изменить машрут, смахнуть с экрана мешающую рекламу и так далее. Да, многие современные автомобили уже оснащены медиаэкранами, но вывести на них навигацию с телефона непросто, а часто еще и небесплатно.
Впрочем, предложения — это всего лишь предложения: они будут рассмотрены совместно с Минтрансом и ГИБДД, а потом утверждены парламентом. Но уже сейчас можно сказать: на горизонте, в зоне обсуждаемого, появился первый вариант ПДД эры «после личных автомобилей». Водитель в качестве «центра дороги», похоже, готовится уступить место пешеходу с одной стороны — и беспилотнику с другой.