История с увольнением развернулась в Мазановском районе. Край суровый и неприветливый. Весной — постоянные разливы и наводнения. Затопляются целые села. В 2019 году ушла под воду Богословка, вместе со школой. Во время стихийных бедствий учителям приходится жить в школах — на работу и с работы не дойти. Не каждый выдержит, говорят местные.
Поэтому учителей-предметников набрать сложно. Вот и стала местная школа участником программы «Земский учитель». Разместила объявление с вакансией учителя русского языка. И в 2021 году приняла у себя педагога.
По условиям программы за переезд в сельскую местность учитель получает 1 000 000 рублей подъемных. И еще один — если школа находится в Дальневосточном регионе. Это местная инициатива, которая работает с целью привлечь педагогические кадры на восток страны. Деньги выплачиваются сразу, за них педагог обязан отслужить на ниве образования не меньше пяти лет.
Учитель русского языка отработал в мазановской школе чуть больше двух лет. А затем не выдержал и помахал Амурской области ручкой. Официальная версия увольнения — административная санкция за прогул. Как бы то ни было, местное отделение министерства образования подало на «земщика» в суд, который потребовал компенсации расходов за неотработанные 1242 дня. Остальную сумму педагог сможет оставить себе.
В школе считают, что увольнение за прогул — лишь банальная формальность. Учитель сам не выдержал тяжелых условий и сбежал.
— Запуск федеральной программы «Земский учитель» стал одним из самых эффективных способов восполнить дефицит педагогов на селе, — прокомментировала ситуацию для «МК» депутат Госдумы Яна Лантратова. — С 2020-го по 2022 год участие в программе приняли порядка 4,4 тыс. учителей. Программа требует дальнейшего расширения и комплексного развития. Потому что сейчас, как показывает практика, учитель несколько лет отрабатывает и больше не выдерживает, уезжает. 1 млн рублей, которые получают учителя за участие в программе, недостаточно.
По мнению депутата, негативным фактором является то, что педагогам приходится самим заботиться о своем проживании. Либо снимать жилье, либо строить самостоятельно, на что и уходит государственный миллион. Это понижает его ценность в глазах участников программы.
— Необходимо закрепить на федеральном уровне предоставление учителям служебного жилья на весь период участия в программе, с правом приватизации в случае дальнейшего осуществления педагогической деятельности на протяжении определенного срока, например, 7–10 лет, — уверена депутат. — В случае отсутствия возможностей по предоставлению служебного жилья учителям должна будет выплачиваться компенсационная выплата для оплаты арендуемой жилплощади.
В качестве недоработок программы Лантратова рассказала, что к ней поступило обращение от сельского учителя, проживающего в Алтайском крае. Он живет в доме без света, с фонариком проверяет домашние задания. Мужчина на полученный миллион построил дом, но коммуникации туда провести не может, денег не хватает, и местные власти ему не оказали никакой поддержки.
— Доработка программы и увеличение компенсационной выплаты позволят привлечь больше молодых высококвалифицированных специалистов в сельские школы, — уверена депутат.