МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Любил людей»: неизвестный брат Батырхана Шукенова откровенно рассказал об «А’Студио»

Бахытжан считает музыку брата уникальной - сейчас группа такое не играет

История создания каждой музыкальной группы уникальна, а порой даже удивительна. Да и не все коллективы могут похвастаться тем, что их старт начался с того, что под свою «опеку» их взяла Алла Пугачева. Одними из таких много лет назад стала никому тогда неизвестная группа из Казахстана «Алмата-студио».

Началось все с композиции «Джулия», запись которой музыканты дали послушать коллегам из коллектива Филиппа Киркорова. Вскоре после этого Пугачева пригласила группу принять участие в концертном туре по стране — выступать «на разогреве» у более известных исполнителей. Но знаменитыми ребята проснулись после съемок в «Рождественских встречах». А название коллектива было сокращено до «А’Студио».

Батырхан и Бахытжан. Фото: из личного архива Бахытжана Шукенова

За 36-летнюю историю группы музыканты в ней менялись достаточно часто. С 1987-го по 2000 год солистом коллектива был простой кызылординский парень Батырхан Шукенов, который исполнил самые известные хиты «А’Студио» — от всем известной «Джулии» до песни «Нелюбимая».

Его неожиданная смерть в 2015 году повергла в шок всю музыкальную общественность страны. Прошло 8 лет, но до сих пор многие музыкальные критики сходятся во мнении, что с уходом Батырхана Шукенова коллектив потерял не только свою идентичность, но и стал похож на многочисленные группы-однодневки.

Очередная годовщина его ухода стала поводом для разговора с родным братом Батырхана Шукенова. С ним я встретилась в Кызылорде. В городе, где до сих пор проживает мама певца. С вопроса о ней и началось наше интервью с Бахытжаном Шукеновым.

«Для мамы Батыр просто уехал на гастроли»

— Бахытжан, как сегодня себя чувствует мама Батырхана? Часто воспоминает сына?

— Наша с Батырханом мама чувствует себя хорошо, ей уже 87-й год. Она прекрасно выглядит, довольно-таки хорошо себя чувствует. Все, что можно было в плане здоровья, Батыр при жизни для нее сделал. Очень много хорошего. Мама проживает со мной и моей супругой в Кызылорде. Она вспоминает о Батыре, когда слышит его песни или видит его по телевизору. В эти моменты мы начинаем думать о нем, спрашивать у мамы, как она себя чувствует. У нее такое чувство, что сейчас Батырхан где-то в Москве, Америке, России, на гастролях. Как-то так, поскольку Батыр рано покинул отчий дом. Сразу после школы он уехал в Ленинград поступать в Институт культуры. А дальше — начался его творческий путь. И привычка, что он где-то на гастролях, осталась. Да и я нет-нет, но перебираю о нем информацию в Интернете, социальных сетях. Главное, что мама рядом с нами, это самое важное для нас сейчас.

Спустя три года после ухода из жизни Батырхана Шукенова, в 2018 году, на его родине, в Кызылорде, в одном из городских парков открыли памятник певцу. Скульптурный образ Батыра был взят из клипа на его песню «Отан Ана» («Родина-мать». — Прим. ред.). С тех пор сюда «не зарастает народная тропа»: здесь загадывают желание на счастливую жизнь молодожены, за «благословением» артиста приходят начинающие исполнители, делают фото на память жители и гости города.

— Кто был инициатором установки памятника? Как часто вы там бываете?

— Памятник брату установили недалеко от Дворца пионеров, где он делал свои первые шаги в музыке. Инициатором памятника был тогдашний аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев. И только благодаря ему был реализован этот проект. Скульптор памятника, казахстанец Мурат Мансуров, все сделал с душой, работа длилась практически год: по габаритам, размерам саксофона было очень много нюансов. И парк ожил, потому что он был совсем в заброшенном состоянии. Сейчас этот парк — излюбленное место кызылординцев. Наша семья практически каждые выходные приходит сюда. Возлагаем цветы. Гуляем просто так. Вот…

— Вернемся в детство Батырхана. Как он учился в школе, почему выбрал музыку?

— Батырхан учился в школе посредственно: «тройки», «четверки», «пятерки». Все оценки присутствовали в его школьном дневнике. Мы, конечно, не особо любили какие-то школьные предметы, за исключением нашего с Батыром старшего брата. Он как раз учился очень хорошо. Можно сказать, на «отлично». Музыку мы не выбирали. Она нас сама выбрала — всех троих. В то время наш старший брат уже занимался в школьном ансамбле. И учитель музыки, Борис Михайлович Боровиков, начал потихоньку подтягивать всех своих. Сказал нашему старшему брату: «У тебя есть братишка? Давай его к нам в музыкальный ансамбль! Будем учить музыке». После и я присоединился к ним. В этом же ансамбле играл на бас-гитаре. Наш старший брат — на духовых, на кларнете. Батыр — на клавишных инструментах. Не было такого, чтобы мы выбирали, чем нам заниматься — спортом, изобразительным искусством или музыкой. Просто была возможность играть в ансамбле, учиться музыке.

У Батырхана были склонности к вокальному искусству, он любил перепевать музыкантов того времени. Помню, перепевал «Песняров», индийские композиции из известных фильмов. Именно так проявлялась его тяга к искусству. Наши родители никогда не препятствовали тому, чем мы интересовались, и тому, что мы выбирали. Все-таки музыка — это искусство, воспитание, эстетика, этика. И все остальное вкупе. В те 70-е годы все было заточено под коммунизм, комсомол. Если человек выбирал музыку, творчество, то для него это было самое главное. В отличие от сегодняшней ситуации в музыке…

— Каким ваш брат был в детстве: хулиганил или, наоборот, был тихим и спокойным мальчиком?

— Шалости случались редко, потому что мы практически каждый день занимались музыкой. Утром мы ходили в школу, а после уроков собирались в оркестровке на первом этаже. И каждый занимался своим делом: кто-то разучивал какие-то произведения, кто-то раздувался, кто-то просто писал ноты. Но между делом Батыр занимался спортом: увлекался велоспортом, боксом, футболом. Любил погонять на мотике по двору. Но такое происходило очень редко, поскольку на всякие такие вещи не было времени. Брат был спокойным, и в то же время очень живым мальчишкой. Очень много двигался, был энергичным. Всегда хотел что-то новое пробовать, делать, идти вперед. Помню, у нашего соседа по двору был мотоцикл. И вот с него 2–3 раза Батыр падал, но все равно в итоге научился ездить на двухколесном. Наверное, вот это свойство его характера — пробовать новое — привело к тому, что он добился таких больших успехов в музыке.

— Поговорим о музыке. Саксофон. Почему в свое время именно этот инструмент выбрал Батырхан?

— Это случилось неожиданно. В школе мы в основном исполняли классическую музыку. Прокофьева, Свиридова. Как говорится, если бы не беда. У нас в ансамбле в то время произошло одно трагическое событие — ушел наш руководитель. И областное управление культуры решило все-таки поддержать наше начинание и пригласило к нам в ансамбль другого человека. Более молодого, перспективного, Леонида Александровича Пака. Он был музыкантом другого склада, другого направления. Не играл классику, а играл джаз, любил популярную музыку. Тогда он уже руководил эстрадным оркестром, который назвался ВИА «Молодые». И он пригласил свой оркестр. Ребята сыграли пару произведений, которые тогда уже звучали и были переложены на инструментальную музыку. Это были «Битлз», какие-то вещи Чарльза Паркера и Луи Армстронга. Именно Леонид Александрович наглядно показал нам, какую музыку он играет, чему он нас сможет научить. У него была огромная фонотека джазовой музыки. Помню, он сказал: «Если хотите, будем играть такую музыку. Если не устраивает, то нет». Ну, и мы начали слушать уже такую музыку. И Батыр в том числе. Он начал играть в оркестре «Ритмы молодых» в качестве саксофониста. И потихоньку, вот так незаметно влился в джаз. Саксофон сам по себе — инструментальный, солирующий инструмент, где можно выразить свои мысли, идеи, желания. Наверняка и Батыра затянул этот инструмент, поскольку именно через него можно выразить себя, показать себя, можно индивидуально работать.

— Помните первые заработанные деньги брата? На что он их потратил?

— Про первый его заработок точно не помню. Знаю, что когда Батыр учился в Ленинграде, он очень долго копил деньги, чтобы купить себе знаменитый саксофон «Сельмер». Помню письма, которые он писал нам. Звонил и говорил: «Я нашел оригинальный саксофон, купил его у человека, который работал в оркестре «Веселые ребята» у Леонида Утесова». Он этим так гордился. А дядька, который ему продал саксофон, просто ему сказал: «Ты только на нем играй хорошую музыку, нужную музыку. Главное, чтобы эта музыка была тебе по душе». Это был редкий инструмент, и если мне не изменяет память, то на тот момент в Советском Союзе таких саксофонов было то ли 3, то ли 4 экземпляра. И это его первое приобретение было вот таким знатным и очень символическим.

Батырхан Шукенов с семьей. Фото: из личного архива Бахытжана Шукенова

«Батыр никогда не работал под фонограмму»

Несмотря на популярность, Батырхан Шукенов вел достаточно закрытый образ жизни. Не стремился афишировать подробности личной жизни, мало с кем дружил. Официально он был женат один раз. На своей соотечественнице. Но этот брак был быстро расторгнут. С гражданской женой Екатериной, матерью своего единственного сына Максута, певец общался до последних дней. Именно Батырхан настоял на том, чтобы они переехали в Америку. Там певец даже начал строить общий дом, но у судьбы оказались другие планы…

— Вы общаетесь с сыном Батырхана? Он приезжает в Казахстан, общается с бабушкой?

— Максуту сейчас 23 года. Парень очень похож на брата: его смех, его мимика, его движение рук. Сейчас Максут проживает во Флориде. Он окончил колледж по специальности звукорежиссер. Пошел в своего отца, работает с музыкой. Очень хочет восстановить песни Батырхана — в архиве много его черновых песен, мелодии, которые брат напевал для своих будущих произведений. Максут пытается над ними работать: что-то положить на бумагу, записать кавер-версии. В общем, парень весь в творчестве. Мы помогаем ему, чтобы он не остался за бортом. В Казахстан Максут приезжает очень редко, по мере своей возможности, если позволяют финансы. Мы с ним частенько общаемся по телефону: созваниваемся, разговариваем, поздравляем друг друга с днями рождений. И с бабушкой он общается очень хорошо, скучает. Все наши родственники с Максутом тоже в контакте. Он обещал, что на следующий год летом приедет в Кызылорду. Главное, чтобы было желание. А у него оно есть. Надеюсь, что он к нам приедет и мы женим его на казашке.

— Ваш брат часто навещал родной город?

— Очень редко. Сказывался плотный график гастролей. Но когда у него появлялась возможность приехать в родную Кызылорду — просто, без группы, концертов, — он всегда это делал. Мы встречали его как большого гостя, создавали для него отдельные условия, потому что он не только для всех, но и для нас был своего рода кумиром. Мы не шумели, тихо ходили, не грузили его своими какими-то вопросами, организация была на высшем уровне, как в хорошем отеле. В родной Кызылорде брат не часто давал концерты. Все из-за того, что Батыр пел только вживую, никогда не работал под фонограмму, это была его характерная черта. Под плюсовку он тем более не работал, за исключением телевизионных съемок. А в Кызылорде технически предоставить все условия для живого концерта было очень сложно. Поскольку нужно было бы специальное оборудование с хорошей мощностью, отличным качеством. А город этим не располагает. Поэтому в Кызылорде он крайне редко выступал.

— Чем его кормила мама, когда он приезжал в Кызылорду?

— Его любимым блюдом был бешбармак (традиционное блюдо тюркоязычных народов из мяса, теста, моркови, лука. — Прим. ред.). Играя еще в «Алмата-студио» и приезжая на гастроли в Кызылорду, он ел мамины беляши и мамин бешбармак. Приготовленный исключительно руками нашей мамы. О предпочтениях брата в европейской кухне не скажу. Не знаю. Могу лишь отметить, что Батыр не любил жареное.

Фото: Иван Скрипалев

«У Батырхана не было ни хором, ни коттеджей»

Батырхан умел найти общий язык со всеми. Его любили за доброту и честность. И он нашел в шоу-бизнесе близких по духу друзей: «Люблю и уважаю Володю Преснякова и всю его семью, Кристину Орбакайте, Леню Агутина и Анжелику Варум. Со многими поддерживаю приятельские отношения, профессиональные. Мой саксофон звучит в песнях Юрия Антонова, Ларисы Долиной. С Валерием Меладзе и его песней «Сэра» вообще произошел невероятный случай, когда соло было записано с первого дубля. Я даже не слышал саму песню, просто подошел к микрофону и, когда нажали кнопку записи, сыграл импровизацию. На мое предложение переиграть Костя Меладзе ответил: «Батыр, это как раз то, что нужно!» То самое соло и осталось в песне».

После 13-летней работы в «А’Студио» Батырхан Шукенов покинул группу, признавшись, что полностью себя исчерпал. И вернулся к своим корням — к казахским песням. За свою карьеру Батырхан Шукенов записал 18 альбомов и исполнил более 100 композиций. Последней песней певца стала «Мне поможет весна».

— Есть ли неизданные песни Батырхана Шукенова, о чем они?

— Неизданные произведения Батыра до сих пор выходят в эфир. В свое время он работал с ребятами из России, Латвии, Украины. В Казахстане есть черновые наброски его песен. И потихоньку его неизданные ранее произведения можно послушать в Интернете с разрешения фонда имени Батырхана Шукенова. Также сохранились его наброски, мелодии — без текста, без ничего, просто одна мелодия. Все это планируется выпустить. Но это сложный процесс, потому что понять его идею, понять его самого, его настроение, его направление в этой черновой музыке очень сложно. В каком формате он хотел все сделать — минор, мажор. Это переход чего-то к чему-то или это инструментальная музыка. Все это очень большая работа, но она потихоньку ведется. Я думаю, что брат еще порадует нас всех своими неизданными произведениями, которые оставил для нас, и своим исполнением.

— Ваша самая любимая песня из репертуара «А’Студио», когда в ней пел ваш брат?

— Любимых песен из репертуара «А’Студио» в исполнении Батыра очень много. Каждую композицию я знаю наизусть и этим горжусь, потому что все-таки это мой родной брат. Ну а сегодня, когда его уже нет с нами, мой интерес к «А’Студио» практически упал. И стиль у группы уже другой, и другое исполнение, и направление, и другие песни. Уже не то, что было. Группа «А’Студио» в былые годы исполняла очень интересную музыку — смесь национальной музыки с джаз-роком, казахский фольклор был вперемешку с джазом. Это были уникальные музыкальные произведения. И такое создать больше никто не сможет.

— Это правда, что Батырхан изучал различные духовные практики? Почему, как вы думаете, он ими интересовался?

— Он не изучал их. Он, мне кажется, просто искал что-то общее между религией и духовными практиками. Христианством он не интересовался, ему были ближе буддизм и ислам. Он брал что-то доброе, лучшее, хорошее, полезное из этих религий. И нельзя сказать, что он конкретно чему-то поклонялся, он просто искал нужное для себя, своей души. Вот такой у него был интерес к этим религиям. Некоторые СМИ писали, что он якобы ушел в ислам, буддизм. Никуда он не уходил, он был нормальным, простым человеком. За последние 15 лет он вообще изменился по отношению к людям. Брат очень любил людей, просто обожал детей, он приезжал домой с широким сердцем, был рад встрече со всеми родственниками. Подход к человеку у него был уже другой. Возможно, как раз и сказалось изучение этих религий, которые практикуют добро, любовь к народу. И это, наверное, осталось у него до конца его жизни. Я думаю, что в любой религии есть что-то хорошее, что-то плохое, недоброе. И необходимо выбирать то, что тебе по душе. Каждый человек должен быть добрым по отношению к другим. Только так можно построить действительно хорошее общество, в котором нет зла и обмана. Вот и Батыр к этому стремился. Эти каноны он старался соблюдать: добро, любовь, братство. Он всегда старался помогать всем. У него не было ни хором, ни коттеджей, ничего у него не было. У него был его духовный мир, в котором он жил и, если современным языком, кайфовал. Батыр любил приезжать домой, любил родной дом, в котором он себя чувствовал прекрасно. И он всегда говорил, что только дома он мог выспаться, отвлечься, отдохнуть.

— О чем в последние годы жалел ваш брат?

— Последние годы Батыр не то чтобы жалел о чем-то — он плотно занимался открытием школы режиссуры в Казахстане. Это была его очень больная тема. Поскольку в Казахстане много музыкантов и исполнителей, которые не могут себя раскрыть, не могут изготовить хорошую фонограмму, записать песню. Над этим брат очень плотно работал, был даже создан проект здания, сделана спецификация звукового оборудования. Все шло к тому, чтобы началось уже строительство. Но почему-то за 2–3 года до его ухода из жизни все поменялось. И эта его идея, которую он держал в голове, потихоньку начала расплываться. Возможно, об этом он жалел — что не получилось все это воплотить в жизнь. Все так и осталось на бумаге. Я не знаю, возможно ли это сейчас все восстановить. Хотя проектные чертежи, смета — все это есть. Но поддержит ли это все правительство?! Думаю, что если до сегодняшнего дня никто не поднял этот вопрос — создать академию звукорежиссеров — никто, наверное, так и не поднимет эту тему. Для этого необходимо иметь какое-то имя. У нас без имени в Казахстане практически ничего нельзя сделать. Нужны средства, нужны связи. Это очень большая идея и очень большие затраты. Вот эта идея так и осталась не воплощенной для брата.

Батырхан Шукенов похоронен в Алматы на Кенсайском кладбище. На могиле музыканта установлены скрипичный ключ, 52 органные трубы и стела с изображением певца.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах