Что за этим стоит? И неужели действительно удостоверение пилота так легко подделать? Об этом мы побеседовали с членом Общественного совета Ространснадзора, заслуженным пилотом СССР Олегом Смирновым.
— Сразу была видна масса ошибок и нелепых действий со стороны экипажа, — говорит Олег Смирнов, который имеет за плечами 40 лет летного стажа, и даже будучи заместителем министра гражданской авиации СССР, оставался действующим пилотом. — Как, например, они оказались в Афганистане, в то время как от них не было заявки на пересечение воздушного пространства этой страны? По международным авиационным правилам Афганистан имел право сбить их самолет ракетой. Потому что неизвестно, что это за аппарат летит и что у него находится на борту.
Как говорит эксперт, существует определенный порядок полета самолета. Перед взлетом подается флайт-план.
— В нем указываются самолет, его номер, скорость, высота пролета, территория стран пролета, города пролета. Потому что там радиотехнические средства настраиваются, для того чтобы помогать этому борту. Надо сказать, что афганцы проявили себя в этом случае наилучшим образом. Мобилизовали свои силы и средства и в сложнейших условиях, в горах, спасли жизни четырех человек.
Олег Смирнов попросил комиссию, которая расследует катастрофу, рассмотреть уровень подготовки экипажа. Где они учились, где тренировались, на каких тренажерах, на каких самолетах, где сдавали зачеты? И имеют ли они лицензию на выполнение полетов такого рода?
— Почему я сразу насторожился? За штурвалом там сидели «школьники», у одного налет был 2 тысячи с небольшим часов, у другого — меньше тысячи часов. Это ребята «юные» не по возрасту, а по опыту. И им разрешили выполнять такой сложнейший рейс. Во-первых, маршрут был достаточно протяженный. Во-вторых, они должны были пересечь границы пяти государств. Было запланировано две промежуточные посадки, так как максимальная дальность полета Falcon 10 — три тысячи километров. И трасса была очень сложной, через высочайшие в мире горы. Там всегда наблюдается много явлений, к которым нужно быть готовым и обученным. Это и мощнейшие восходящие потоки, и грозовые явления, и осадки в виде снега и льда.
Также, по мнению Олега Смирнова, комиссия сейчас будет рассматривать вопрос, как в такой маленькой компании, где имеется всего один самолет, поддерживалась летная техническая годность Falcon 10? В то время как из-за санкций ограничена поставка запасных частей и механизмов для западных самолетов.
— Это непростая работа, которая требует высочайшего класса специалистов — инженеров и техников. Старый самолет не является причиной катастрофы, но этому Falcon 10 было уже 40 лет.
Как выяснилось, программа обучения на этот бизнес-джет в американском центре Flight Safety International и вовсе не была одобрена Росавиацией.
— Каждая обучающая организация должна быть сертифицированной и признанной Росавиацией. И фигурировать не только в официальных документах, но и в открытом доступе в Интернете. Например, если кто-то хочет переучиться на определенный тип самолета, он заходит в Интернет и ищет организации, которые сертифицировала Росавиация для переучивания. Их могут быть десятки, и они могут находиться в разных странах, в том числе и в России. Если этот учебный центр есть в списках, разрешенных администрацией гражданской авиации России, то они имеют право переучиваться. Если его в списках нет, то никакого права переучиваться в этой организации ни у кого нет. Это все нелегитимно.
— Если учебный центр Flight Safety International не был одобрен Росавиацией, как Аркадию Грачеву и Дмитрию Белякову выдали свидетельства частных пилотов с квалификационной отметкой на Falcon 10?
— Это один из вопросов, на которые должна ответить созданная комиссия. Свидетельство пилота выдает та страна, где человек живет. Значит, какой-то сотрудник формально подошел к делу, не изучил списки согласованных учебных заведений, не проверил все как следует. По идее, наши надзорные организации, наши государственные инспектора должны были проверить и технику их пилотирования. Комиссия сейчас разберется в этой фальшивке.
— Что ждет пилотов?
— Эту авиакомпанию вообще могут закрыть, а на пилотов возложить материальную ответственность. А она будет весьма солидной. Поскольку при катастрофе погибли два пассажира, возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.