И тут внезапно, без объявления войны, без предварительных условий, без аннексии и контрибуций в эфир Первого залетела дискуссия. И повод хороший: 100 лет со дня смерти Ленина. Вячеслав Никонов, ведущий и депутат, пропагандист и американист, а еще, конечно, внук железного наркома Молотова, вызвал на дуэль Геннадия Зюганова, первого коммуниста страны.
Два часа эти двое обсуждали Владимира Ильича со всех сторон. Не знаю, переворачивался ли он в гробу в своем Мавзолее во время жаркого спора, а может, слушал про себя, любимого, с большим интересом, но передача получилась запоминающейся.
Никонов представлял официальную точку зрения на вождя трудящихся, на самого человечного человека. А еще и точку зрения товарища Сталина, ибо его дедушка был, безусловно, самым твердокаменным сталинским соколом, незаменимым соратником Усатого. Недаром говорили тогда: Сталин — это Ленин сегодня. Также известно, что Иосиф Виссарионович под сурдинку уничтожил всю ленинскую гвардию, от Бухарина до Троцкого.
Ну а Геннадий Андреевич мог по телевизору вообще ничего не говорить, а просто спеть: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди…» — и мы бы его поняли.
Да, тут по ОТР опять дали любимую рубрику «Пять вечеров с…». На этот раз фильмы с великолепной Аллой Демидовой. И вот вам «Шестое июля» по Шатрову, где Демидова — Мария Спиридонова, лидер левых эсеров, поднявших мятеж против большевиков после подписания ими «похабного» Брестского мира с немцами. Ленина играет Юрий Каюров. Что там за Ленин! Чудо-Ленин! Интеллигентнейший, все понимающий, друг, товарищ и брат. С таким точно хочется выпить на брудершафт.
Но это все лирика. Вы спросите: а кто победил в дебатах? Отвечаю по-нашему, по-ленински, со всей большевистской прямотой: ну конечно, товарищ Зюганов.
Внук Молотова вилял: и нашим, и вашим. Да, Ленин велик, но попов приказывал расстреливать как можно больше. Собственность у всех отобрал и войну мировую проиграл, превратив ее в войну Гражданскую, пойдя против России. Господин Никонов представлял здесь власть, которая до сих пор не определилась по отношению к Ленину. С одной стороны, основал сегодняшнюю Украину, подарив ей исконно русские земли, а с другой — «союз нерушимый республик свободных…», великий и могучий, отец-основатель. И вообще: выносить или не выносить (из Мавзолея) — вот в чем вопрос. Да и праздник у всех отняли, «день 7 ноября — красный день календаря», лишь бы коммунистам шпильку вставить.
Пока Вячеслав Никонов вот так колебался вместе с линией партии, Зюганов стоял как скала, был тверд, выдержан и убежден в своей правоте, как и в исторической правоте Ульянова-Ленина. «А ведь это мог быть наш президент», — глядя на этого мощного старика, думал я. Если бы не пошел на соглашательство с Ельциным. Может, и история тогда развивалась бы по-другому?
А Никонов проиграл потому, что отвык уже от реальных дискуссий. Когда тебе все поддакивают, дуют в одну дуду, вот ты и выглядишь неуверенно, неубедительно, как только допустили спор на разрешенную тему.
ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
Опять войти в воду, в одну и ту же реку. Какой уже раз по счету? А нужно, а стоит? Для чего?
Программа «Закрытый показ» снова в эфире, весь вечер на арене. Теперь субботу посвятили «Закрытому показу». А оно нам надо?
Когда-то это была моя любимая программа. Я, конечно, смотрел наше новое русское кино, но дожидался обсуждения. Какое же было удовольствие до двух часов ночи слушать все это «безобразие», думать, соображать, а потом еще звонить друзьям и с ними по новой! Пир духа, не меньше.
Но сейчас… Гордон, ведущий, совсем не тот. В моей критической голове уже складывалась «рыба»: был Гордон, да весь вышел. Из свободного ПОЦа (партия общественного цинизма, которую он придумал) человек превратился в мелкого беса, сблизился с властью, стал выполнять особые ее деликатные поручения. Начал бегать у нее на посылках да на подпевках у Петра Толстого, будущего депутата, у него же в программе.
Потом «Мужское/Женское» с бывшей женой Аршавина. Гордон и жизнь глубинного народа: мужик пьет, бьет, баба (или женщина?) бросила детей, гуляет, живет с каждым встречным-поперечным. И это всё? Для того ли Саша Гордон должен был родиться, чтобы вести такое? Да на его месте должен быть любой другой, только не Гордон. Напьешься — будешь.
Какой интеллектуал, свободный, и во что превратился. Вот бросили его заниматься глубинным народом (да еще так, чтобы свысока посматривать на этот народ) — и руку к пустой голове: слушаюсь, товарищ командир, приказ понял. Мало ли чего там бессмертная душа просит. Продал душу-то, продал.
Так я думал, садясь к телевизору. А увидел… Нет, фильмом Ларисы Садиловой «Огород» я не прельстился, даже несмотря на то, что там играла моя любовь — Валентина Теличкина. Но разговор, обсуждение… Ох, это было чудо чудное. Гордон в своем репертуаре. Как он дирижировал «оркестром», как направлял, провоцировал. Как распасовывал вопросы, углублялся в суть, в смысл. Да, все уничижительные слова в адрес Гордона я беру назад. Мастерство не пропьешь, и никакой глубинный народ у тебя его не отнимет, если ты не поддашься.
Вернее, нет, все сложнее. Слова остаются, и те, и другие. Просто человек широк, я бы сузил. Гордон показал класс, передача получилась. Но как там, в любимом кино, плохой хороший человек? Тем и интересен.
ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН
А это целая акция Первого — к 100-летию Сергея Параджанова нам показали не просто документальный фильм о нем, но четыре лучших его картины: «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб».
С точки зрения телевидения это риск. С точки зрения репутации — доблесть. Первый рискнул, но сделал акцию не обычную, не тривиальную. Показал художника во всей красе. Второго такого больше нет и не будет.
Кино Параджанова называется поэтическим. Оно ни на что не похоже, смотреть его непросто. Оживает рисунок, любой предмет становится одухотворенным. Только взгляд, жест человека — и сразу возникает история.
Недаром, не случайно «Тени забытых предков» на Украине считают лучшим фильмом, как никакой другой показавшим душу этого народа.
А «Цвет граната» — вообще высокая живопись, такая яркая, где цвет живет своей жизнью и имеет значение.
Армянин, родившийся в Тбилиси, такой гениальный, такой чувственный, выразивший суть, глубину, красоту любого народа, где бы он ни оказался, ни снимал.
Первому — браво!