«Миловидность постепенно захватывает наш мир, — отмечает куратор выставки Cute в лондонском Сомерсет-хаусе Клэр Кэттеролл. — Теперь она принята как один из наших языков».
Но такой популярности могло не быть без Интернета. Даже в 2014 году создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли выражал удивление тем, как используется его изобретение.
«Я поражен, увидев, скольких замечательных результатов оно достигло. Еще одна вещь, которая меня удивила? Котята!», — поделился он со своими читателями в Reddit.
Феномен миловидности, по словам ученых, пошел от привлекательности. На базовом уровне это эволюционная адаптация, выработанная младенцами, чтобы люди не бросали их за ненадобностью. Но это также и культурное явление. Большая часть словаря миловидности заимствована из каваи – эстетики, которая развивалась в японских школах для девочек около 1900 года. Каваи эволюционировал, и на это и обращают внимание специалисты.
«Мы не знаем, куда приведет привлекательность или как ее будут использовать, но мы знаем, что она мощная», — подчеркивает Кэттеролл.
Привлекательность — это манипуляция, призванная вызвать наш защитный инстинкт, но он срабатывает не только у человеческого потомства. В 1943 году специалист по поведению животных Конрад Лоренц описал «схему ребенка»: набор физических особенностей, которые делают определенных существ очаровательными для нас. Это включает в себя большие головы и большие глаза, короткие толстые конечности и округлые тела.
Исследования доказали, что мы на самом деле находим щенков симпатичнее младенцев. Это объясняет несчастные, круглые, неуклюжие антропоморфные фигуры, которыми наводнены социальные сети. Они тоже были выбраны сознательно. В условиях экономии внимания привлекательность воздействует на наш мозг, эмоционально привязывая нас практически ко всему.
В своей книге «Сила милоты» философ Саймон Мэй предполагает, что привлекательность существует в широком спектре. На одном полюсе — детские объекты, которые пробуждают наши защитные инстинкты, которые из «приятных качеств искажаются во что-то более темное, неопределенное и ранимое».
По мнению экспертов, людей тянет к наивным вещам как к форме магического мышления – желанию жить в мире, свободном от жестокости, где все безопасно. Блестящие единороги — это один из способов отвлечься от глобальных проблем планеты.
Саймон Мэй объясняет, что мрачная привлекательность «одновременно утешает нас в мире пугающей неопределенности – и дает голос тому же миру, но, что особенно важно, в беззаботном ключе».
Психотерапевт Джо Николл считает, что использование милых эмодзи – это эмоциональный обход: «Мы полагаемся на них, чтобы выразить свои чувства, проблема в том, что это расширенный ассортимент притворства. Сколько раз в день мы отправляем эмодзи в виде сердечка? Означает ли это каждый раз одно и то же? Вряд ли. Проблема в том, что идентификация идет двумя путями. Нас вводят в мир, в котором мы привыкаем смотреть на нечеловеческие лица искусственного интеллекта и думаем, что знаем, что они чувствуют. Мир, в котором ИИ говорит нам, что мы чувствуем».
Специалист предсказывает, что вероятно, именно так врачи будут диагностировать эмоциональные расстройства в будущем, где нет места психотерапевтам, а будет ИИ.
Манипуляции привлекательности используются в рекламе. По мнению специалистов, это индустрия, которая осознает темную силу аморального обращения к чувствам. Исследование показало, что мимимишность снижает чувствительность к цене, что делает нас счастливее при оплате покупки. Также статистика отмечает, что когда компании нарушают закон, наличие симпатичного талисмана вызывает у потребителей желание защитить их.
Менеджер по разработки стратегий для компаний Ребекка Хьюз приводит в пример собак-поводырей для слепых: «для благотворительной организации, которая оказывает столь необходимую поддержку слепым людям, в их ранних рекламах слепые люди были представлены не так часто. Все потому, что более эффективной была реклама с щенками лабрадора».