Несмотря на то что государство освободило абонентов мобильной связи от телефонного «крепостного рабства» еще в конце 2013 года, переходы до сих пор происходят не слишком гладко. Нередко случается, что операторы мобильной связи отказывают в переходе на том основании, что данные, предоставленные гражданином при получении телефонного номера, не соответствуют тем, которые гражданин передал в той компании, абонентом которой он собирается стать.
В случае перехода компания-реципиент (принимающая нового абонента) запрашивает у компании-донора информацию о владельце номера и сверяет ее со своей. Между тем за время пользования номером абонент может сменить место прописки, паспорт, ФИО и т.п., то есть данные могут действительно не соответствовать. А так как сверка информации происходит в электронном режиме, то «несоответствие» может выявиться даже в тех случаях, когда абонент, получая сим-карту, записал в договоре об оказании услуг «отделение» и «город», а в новом договоре - «отд.» и «г.». При этом проблема легко решается после обращения в Роскомнадзор: ведомство запрашивает информацию у оператора, разбирается с ситуацией, и абонент легко переходит от донора к реципиенту. Впрочем, решить проблему компании могут и без вмешательства контролирующего ведомства. Неточность можно устранить, если сверить данные в ручном режиме, однако многие этого не делают: операторы не заинтересованы в сокращении клиентской базы.
Чтобы повлиять на ситуацию, в закон «О связи» введена статья, предписывающая проверку оператором достоверности сведений об абоненте. Но это предписание нередко игнорируются. Поэтому Минцифры подготовило приказ, в котором указаны дополнительные индикаторы факторов риска нарушения требований законодательства, то есть, попросту говоря, показателей того, что оператор нарушает закон. Их два, первый - резкое увеличение запросов Роскомнадзора в адрес оператора (на 40% за 3 календарных месяца подряд по сравнению с предшествующими 3 месяцами). Второй — количество отказов в переходе составляет более 5% от общего количества запросов, то есть каждому 20-му абоненту отказывают.
Столкнувшись с такими явлениями, Роскомнадзор будет проводить внеплановые проверки. Ответственность за нарушения предусмотрена КоАП, за недостоверные сведения о каждом абоненте телекоммуникационная компания должна будет заплатить от 300 до 600 тыс. руб.