МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Секс на Руси при Екатерине II: что осталось за кадром сериала «Екатерина. Фавориты»

Любовь в избах и дворцах

За несколько последних недель российским телезрителям «приоткрыли окно в прошлое», показав сериал «Екатерина. Фавориты». Мы выяснили, насколько точно воспроизведены события почти 250-летней давности и как на самом деле выглядели интимные отношения в разных слоях общества в екатерининскую эпоху.

Кадр из сериала

Название нынешнего сериала провоцирует на ожидание увидеть при его просмотре что-нибудь этакое, «клубничку» в стиле ретро. Однако интимными сценами новый фильм не изобилует. Создатели не стали педалировать тему эротики. Хотя, казалось бы, уж где-где, как не в показе жизни государыни Екатерины II уделить подобному предмету больше экранного времени. Но нет. Все здесь подается зрителям весьма целомудренно по нынешним меркам.

А что происходило на самом деле? Каков был градус сексуальных отношений в жизни царицы, в придворных кругах, в широких слоях населения Российской империи во второй половине XVIII века?

Испытательный срок – три ночи

– Екатерина Великая дала немало поводов обсуждать ее плотские увлечения, – подчеркнул историк Константин Борисов. – Исследователи подсчитали, что у правительницы было 23 замеченные приближенными яркие амурные истории, из числа этих избранников 10 человек стали официальными, так сказать, фаворитами. 

Помимо того, случались у самодержицы еще многочисленные мимолетные увлечения.

Об альковной жизни императрицы писали уже в те годы, — в основном иностранцы, посетившие Россию и собравшие там «надежные сведения». Среди отечественных авторов наиболее продвинутым принято считать Александра Тургенева, занимавшего когда-то пост гражданского губернатора Тобольска.

Этот вельможа застал лишь последний период правления Екатерины, однако в приписываемых ему мемуарах уделено место некоторым пикантным подробностям, относящимся к личной жизни императрицы.

Справедливости ради следует отметить, что по мнению многих современников и ряда исследователей, сведения собраны им по слухам и не отличаются достоверностью. Однако тут впору вспомнить поговорку о том, что дыма без огня не бывает.

Так вот, упоминается про существовавшую якобы отработанную технологию подбора нового «сердечного друга» для государыни. Проверкой его «на профпригодность» занимались – после предварительного осмотра лейб-медиком на предмет здоровья и отсутствия дурных болезней – придворные дамы.

Очередной «кандидат», на которого обратила внимание царица, проходил первое испытание в спальне камер-фрейлины Анны Протасовой, двоюродной сестры одного из первых любовников Екатерины – графа Григория Орлова. Проба длилась три ночи, и в случае, когда искушенная в подобных делах дама приходила к выводу, что мужчина вполне удовлетворяет необходимым требованиям, она сообщала об этом императрице.

Мог последовать еще и тест на мужскую выносливость: теперь к проверке подключалась Марья Перекусихина, пользовавшаяся особым доверием Ее Величества. Если и этот этап оказывался пройденным успешно, Екатерина Вторая принимала окончательное решение – приближать кандидата к себе или нет. Если да, то происходила церемонии «вступления на должность фаворита».

В высочайше назначенный день будущий сердечный друг приглашался обедать в компании Перекусихиной. Около 10 вечера, после того как Екатерина уже легла в постель, эта фрейлина вела избранника к дверям царской опочивальни. Предварительно ему предлагали переодеться, сменив мундир на халат-шлафрок, и взять в руки книгу: по установившейся «легенде», мужчина приходил в покои императрицы, чтобы почитать ей на сон грядущий. Ну а дальше…

Следующим утром та же придворная дама встречала избранника на выходе из опочивальни и провожала к царскому камердинеру Захару Константиновичу Зотову. От него новый фаворит узнавал о преференциях, которые теперь его ожидали. «Ублажитель» царицы получал звание флигель-адъютанта, ему полагалось отныне носить соответствующий роскошный мундир и жить в особых дворцовых апартаментах, счастливчику выдавали крупную сумму денег на карманные расходы.

Статус фаворита был фактически официальным. Приемную нового сердечного друга государыни спешили посетить видные сановники, чтобы поздравить его с таким карьерным успехом.

Однако работа была тяжелой, а рабочий день – ненормированным. Избранник обязан был практически везде сопровождать императрицу, являться к ней по первому зову и после вечерних развлечений во дворце «заступать на ночную вахту». Ни о каких «отгулах» речи идти не могло, а малейшая осечка по интимной части грозила отставкой.

Хотя вышедшему в тираж любовнику Екатерины II давали очень щедрое «выходное пособие» – деньги, имения с тысячами крепостных, – потеря места возле царицы казалась большинству этих бравых мужчин ужасной. 

Впрочем, известен случай (показанный в фильме) с фаворитом Александром Дмитриевым-Мамоновым. Он влюбился в фрейлину Дарью Щербатову, и царица, узнав об этом, не стала наказывать «изменщика» и разлучницу, а милостиво разрешила им сыграть свадьбу.

Немудрено, что наложники Екатерины очень беспокоились о том, чтобы не потерять мужские кондиции. Некоторые из них даже использовали особые средства, поддерживающие мужскую силу. Однажды это закончилось трагедией.

По сюжету сериала, попавший в фавор к императрице Александр Ланской умер от того, что, заметив охлаждение к себе Екатерины, от отчаяния принял яд. В действительности, как полагают многие исследователи, 22-летний флигель-адъютант переборщил со стимуляторами. Он слишком активно стал пользоваться самым надежным, как тогда считали, возбуждающим средством – порошком из шпанских мушек. Отчего в июне 1784-го тяжело заболел и через несколько дней умер.

Грехи их тяжкие

– Если перенестись из дворцового антуража в дома дворян, крестьян… Насколько вольными были нравы в Российской империи екатерининских времен?

– Тут следует учитывать религиозную составляющую, - говорит историк Константин Борисов. - Ведь практически все – от высшего сановника до последнего крепостного землепашца – были верующими. А церковь блудную страсть не одобряла. Поэтому, например, постельные отношения даже между законными супругами должны были подчиняться весьма строгим ограничениям.

Начать с того, что интим запрещен православным на протяжении всех четырех постов, а также по средам и пятницам, даже в скоромные недели следовало ограничивать себя, и еще в некоторые определяемые церковным календарем особо строгие дни.

По этому поводу можно процитировать фрагмент записки, отправленной зимой 1774 года Екатериной II возлюбленному Григорию Потемкину: «Всего дня с три осталось для нашего свидания, а там первая неделя поста — дни покаяния и молитвы, в которых Вас видеть никак нельзя будет, ибо всячески дурно. Мне же говеть должно».

В итоге у набожных партнеров из всех 365 дней года «разрешенных» выкраивалось меньше половины. Но даже в это время особо разгуляться было нельзя. Мужу – никаких «подвигов Геракла», за ночь можно было только один раз исполнить супружеский долг. Все, что свыше, тоже считалось грехом.

Правила церковной этики той поры запрещали любые ласки и даже возбуждающие поцелуи. Насчет поведения в постели каждый из супружеской пары должен был отчитываться перед батюшкой на исповеди.

За открытые на исповеди грехи провинившимся назначалась епитимья – покаяние: обычно человек должен был в течение указанного батюшкой срока ежедневно читать дополнительно молитвы и бить земные поклоны перед иконами. 

Было определено, что правильная жена не должна получать от интимной жизни никакого удовольствия. Лучше всего, если женщина вообще испытывает к интиму отвращение и соглашается на него лишь ради супруга.

Впрочем, все перечисленное выше – из разряда «как должно быть». На практике наши далекие предки не могли поклясться, что у них «секса нет». Среди представителей состоятельных сословий весьма распространены были приключения на стороне. Этому способствовало в том числе законодательство.

У россиян в ту пору были очень вольные представления о том, с какого возраста можно вступать в брак. Екатерина в 1774 году указом ввела строгий возрастной ценз: разрешалось венчать мальчиков не моложе 15 лет и девочек не моложе 13 лет.

Частыми были случаи, когда по воле родителей под венец шли уже вполне взрослые 22–25-летние женихи и 13-14-летние невесты. Потому нормой считалось, что до поры до времени муж вообще не имеет интимных отношений с совсем юной женой, проводя время с другими женщинами, например, с крепостными.

Весьма красноречивый пример можно отыскать в старых хрониках. Там упоминается помещик Кошкарев, который завел у себя в имении настоящий гарем из 10 или 12 барышень. При этом содержал их, по свидетельству очевидца, весьма достойным образом: «Девушки были прекрасно одеты, получали ежемесячное жалованье и денежные подарки к праздничным дням. Одевались же все, конечно, не в национальное, но в общеевропейское платье».

В городе некоторые состоятельные господа предпочитали вступать в связь со служанками. И порой даже не скрывали такие развлечения с прислугой от второй половины. О подобном адюльтере мужа рассказала в своих мемуарах А.Е. Лабзина.

Убедительным для многих мужчин, живших в екатерининскую эпоху, был такой постулат: чем меньше интима между супругами, тем крепче будет здоровье жены, тем дольше она сохранит свою красоту. Но как же быть мужу при таком положении дел?

Тут могли пригодиться еще и услуги «веселых дам». Развлечения с ними даже некоторые священники не считали серьезным нарушением правил. Впрочем, существовали неофициальные установленные нормы: подобным утехам рекомендовали предаваться не чаще двух раз в неделю.

Весьма своеобразно складывались интимные отношения в крестьянской среде. Один из вариантов – связи между зятем и тещей, в случае если молодые жили в доме родителей жены. Поскольку дочерей зачастую отдавали замуж в 13-14 лет, мать, оберегая дочку от возможных опасностей, заменяла ее.  

Другой вариант становился возможен, если молодая деревенская семья переезжала в дом родителей мужа. Тут уже шла речь об отношениях между свекром и невесткой. В описаниях современников довелось прочитать даже о ситуации, когда глава крестьянской семьи отправил под благовидным предлогом из дома разом двоих своих сыновей и оказывал внимание их молодым женам.

Басня от цесаревича

Вернемся к сериалу «Екатерина. Фавориты». Конечно, исторический художественный фильм – всегда очень трудный продукт творчества. Непросто поймать множество важных и второстепенных нюансов для сюжета, не слишком погрешив против действительности и при этом обеспечив столь важную «смотрибельность» картины.

Уважая серьезный труд, который вложен в создание 16-серийной саги, не станем излишне придираться к рокировкам конкретных исторических событий. Хотя Константин Борисов подметил, например, сдвиги во времени, относящиеся к хронологии чередования екатерининских фаворитов.

– Любезного сердцу Екатерины Александра Ланского авторы фильма «уморили» почти на год раньше, чем это случилось на самом деле, – осенью 1783-го вместо лета 1784-го. 

Его преемник по пребыванию в царских альковах и тезка Александр Мамонов по сценарию сериала получил абшид (увольнение, отставка. - Авт.) от государыни, а вместо него заступил на вахту красавец Платон Зубов тоже преждевременно: в кинематографической хронологии это 1787 год, но реально такая смена фаворита произошла в 1789-м…

Думаю, упрекать создателей фильма в незнании исторических фактов не следует. Вероятно, решили, что именно такое чередование важных действующих лиц поможет создать более эффектный сюжет, оттенить какие-то моменты показываемых событий…

Автор этих строк решил при просмотре сериала воздержаться от чересчур активной ловли ляпов в каждой из его частей. Хотя несколько досадных огрехов, явно не оправдываемых сценарием и постановкой, бросилось в глаза.

В некоторых сценах, где фигурируют дамы-всадницы, – скажем, английская путешественница-шпионка Элизабет Крайвен, – мы становимся свидетелями того, как женщины лихо скачут, оседлав лошадь по-мужски. Между тем, согласно этическим нормам тех лет, это явный нонсенс за гранью приличия.

В екатерининские и даже более поздние времена ездили верхом, сидя боком в специальных дамских седлах, – так, что обе ноги находились по одну сторону конской спины. Классическая мужская посадка была для слабого пола табу: ведь, чтобы сесть таким образом на лошадь, нужно перекинуть ногу через седло, но, согласно церковным устоям, считалось недопустимым, чтобы порядочная женщина на публике раздвигала бедра.

Отличилась по части несуразиц 14-я серия. В ней сын царицы Павел Петрович во время разговора с царедворцем Николаем Салтыковым (дело происходит в 1787 году) произносит крылатую фразу «А воз и ныне там» из басни «Лебедь, рак и щука», которую знаменитый баснописец Иван Крылов сочинил много позже – в 1814-м.

В другом эпизоде Суворов, стоя на скалистом крымском берегу, смотрит на появившуюся вдалеке русскую эскадру. Зрителям показывают картину, как бы видимую в подзорную трубу: десятки кораблей, движущихся в беспорядке. Между тем подобного «строя» на практике не существовало. В эпоху парусного флота соединения боевых кораблей двигались на дальние расстояния в кильватерных колоннах – следуя в линию один за другим, или строем фронта (шеренгой).

Впрочем, подобные «накладки» – разовые, они мелькают лишь в нескольких кадрах сериала.

А вот что резало глаза в каждой серии – так это парики. Вернее, их хроническое отсутствие на головах главных действующих лиц. «Простоволосыми» появляются перед зрителем Шешковский, Безбородко, Суворов, Салтыков, цесаревич Павел…

Неужели создатели сериала напрочь забыли о существовании такого популярного в XVIII веке аксессуара? Нет. Легко заметить в кадре второстепенных персонажей – офицеров и солдат на постах, дворцовых служащих в париках. Ими не пренебрегают в фильме зарубежные дипломаты, австрийский император Иосиф, шведский король Густав…

– Парики у нас вошли в обиход еще при Петре I, – пояснил Константин Борисов. – Они стали фактически обязательным элементом при появлении на публике для мужчин – представителей дворянства, государственных служащих, чиновников, офицеров и солдат, для великосветских дам… 

Такой обычай в России сохранялся вплоть до начала XIX столетия. Хотя мода на вид париков менялась. Были известны «грива», «пудель», «крылья голубя», «прусская коса»…

У меня создалось впечатление, что авторы даже нарочито подчеркнули отсутствие париков у своих центральных персонажей. Промелькнуло, например, несколько мизансцен, где актер Павел Табаков, играющий цесаревича, который по ходу всего фильма носит «хвост» из собственных волос, показан на фоне подлинного портрета великого князя Павла Петровича – в парике с буклями.

– Отдельного разговора заслуживает Потемкин в исполнении Владимира Яглыча. Светлейший князь не только щеголяет коротким бобриком на голове, но еще и демонстрирует хроническую небритость.

– По поводу щетины вопрос сложный, - утверждает историк. - С одной стороны, среди дворян, элиты было узаконено для мужчин обязательное бритье. 

Но Григорий Александрович, судя по рассказам современников, таким правилам этикета не всегда следовал. Даже на парадном портрете, написанном в 1791 году, заметна щетина. К слову сказать, на портретах Потемкин изображался с пышной прической на голове и без повязки на незрячем глазу.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах