«Она отвыкла от дневного света»
Так, 78-летняя израильтянка Рути Мандер рассказала, что все свое время, будучи заложницей, она проводила со своей дочерью Керен и внуком Охадом Мандер-Зихри, который отпраздновал свой девятый день рождения в плену.
Выступая на 13-м канале Израиля, женщина поведала, что сначала заложников кормили «курицей с рисом, всевозможными консервами и сыром», а спать им приходилось на пластиковых стульях.
Утром и вечером их поили чаем, а детям давали сладости. Но меню изменилось, когда «экономическая ситуация стала плохой, и люди начали голодать».
Муж Мандер, Авраам, которому также 78 лет, тоже был взят в заложники и к моменту освобождения женщины оставался в Газе. А еее сын был убит во время нападения ХАМАСА 7 октября.
По ее словам, мальчики, которые были в плену, засиживались допоздна, болтая, в то время как девочки нередко плакали. Некоторые мальчики спали на полу.
Рути Мандер говорит, что она просыпалась поздно, чтобы таким образом хоть как-то скоротать время. В комнате, где ее держали, было «душно», и пленникам не разрешали открывать жалюзи, но ей удалось приоткрыть окно. «Это было очень трудно», – вспоминает она.
Ее родственница рассказала, что похитители ее двоюродной сестры Керен Мандер, девятилетнего сына Керен Охада и матери Рут, говорили на иврите и время от времени проводили пальцем по горлу, как бы предупреждая о смерти, если они не сделают то, чего от них требует. Она рассказала израильскому 12-му каналу, что пленников перемещали с места на место, как под землей, так и над землей. Они похудели, поскольку временами еды было мало, и в течение нескольких дней питались в основном рисом и лепешками.
Официальные лица израильских больниц говорят, что заложники плохо питались, и многим из них с хроническими заболеваниями было отказано в медицинской помощи, что вызвало серьезные проблемы со здоровьем.
Члены семей других освобожденных заложников говорили о том, что их близким пришлось снова привыкать к прежней жизни после того, как они провели так много времени в темноте в туннелях ХАМАСА, где, как подозревалось, содержались некоторые из заложников, сообщает Sky News.
Например, Эяль Нури, племянник 72-летней Адины Моше, которая была освобождена после похищения боевиками из ее дома в кибуце Нир-Оз, рассказал, что его тете пришлось заново привыкать к солнечному свету.
«Она была в полной темноте, - говорит Нури. – Она шла с опущенными глазами, потому что находилась в туннеле. Она отвыкла от дневного света. И во время своего заточения она была отключена от всего внешнего мира».
По словам ее племянника Эяля Нури, Адину Моше вытащили из ее убежища дома в Израиле, отвезли в Газу и загнали в туннели на пять этажей под землей. «Они завели ее в туннели... Она шла босиком по грязи туннелей”, - рассказал он CNN о первых часах ее плена. – Было очень трудно дышать. Они шагали в течение нескольких часов по туннелям».
Моше говорит, что его тетю держали в подземной комнате, где свет включали только на два часа в день. Темнота была буквальной, а также фигуральной, рассказывает Нури. Лишенные какой-либо информации, их другие чувства и воображение обострились: «Они ничего не знали о том, что происходит наверху. Они просто слышали непрерывную бомбежку за день до их освобождения. Внезапно наступила удивительная тишина, и они знали, что что-то должно произойти, но они не знали что».
Два израильских телеканала, 12-й и 13-й каналы, сообщили, что главный лидер ХАМАСА в Газе Яхья Синвар посещал заложников в туннеле и заверял их, что им не причинят вреда: «Здесь вы в большей безопасности. С вами ничего не случится».
А 85-летняя Йохевед Лифшиц, похищенная 7 октября и освобожденная две недели спустя, говорит, что, находясь в плену, она столкнулась с Яхьей Синваром и спросила его, почему ему не стыдно за то, что он действовал жестоко против таких активистов движения за мир, как она. «Он не ответил. Он промолчал», - сказала она ивритоязычной газете «Давар».
На пресс-конференции через день после освобождения Лифшиц рассказала, что ее похитители избивали ее палками, когда увозили в Газу на заднем сиденье мотоцикла. По ее словам, когда они оказались там, ее и других провели через “паутину” туннелей и заставили идти по ним “по мокрой земле, где все время было сыро”. А еще Лифшиц, рассказывала, что пленники ели ту же пищу, что и их охранники.
«Операцию ей делал ветеринар»
Если с кем-то из заложников захватчики обращались более-менее сносно, были и те пленники, кому не повезло гораздо больше.
Юная израильтянка Мия Шем была прооперирована ветеринаром, пока находилась в плену у ХАМАСА, рассказывает ее тетя. Девушка была захвачена хамасовцами на музыкальном фестивале Nova music festival вместе со своей 27-летней подругой Элией Толедано, которая, по данным на 1 декабря считалась до сих пор находящейся в плену у ХАМАСА.
Как пишет Daily Mail, 21-летнюю Шем видели восстанавливающейся после операции в пропагандистском видеоролике ХАМАСА "Доказательство жизни". Девушка была освобождена вчера перед возобновлением боевых действий в Газе
Семья Миа Шем, франко-израильской гражданки, которая провела 54 дня в плену ХАМАСА после того, как была ранена и взята в заложницы на фестивале "Нова", заявила, что ее прооперировал ветеринар, когда она была в неволе в Газе.
Миа стала одной из самых известных пленниц после того, как ХАМАС в первые дни войны опубликовал видео, на котором она восстанавливается после операции.
«Привет, я Миа Шем, 21 год, из Шохама. В настоящее время я нахожусь в Газе. Я была серьезно ранена в руку. Я перенесла операцию на руке в больнице, которая длилась 3 часа. Они заботятся обо мне, дают мне лекарства, все в порядке», - говорила на этих кадрах девушка.
Шем стала одним из восьми заложников, освобожденных 30 ноября ХАМАСОМ за несколько часов до того, как в Газе было нарушено семидневное перемирие и боевые действия возобновились рано утром 1 декабря.
Душераздирающие кадры показали, как она разрыдалась, обнимая мать и брата, зная, что ее испытание подошло к концу, спустя несколько часов после того, как боевики ХАМАСА передали ее сотрудникам Красного Креста на глазах у толпы вопящих палестинцев.
Но тетя Мии сообщила израильским СМИ, что ее племяннице в неволе был оказан не самый лучший уход. "Она худая, она слаба. Ветеринар прооперировал ей руку. Она не получала физиотерапевтических процедур", - заявила она.
Форум заложников и пропавших без вести семей описывает Шем как "молодую женщину со старой душой", которая работала в тату-салоне до своего похищения боевиками.
«Заклеймили выхлопными газами мотоцикла»
Если Мию Шем оперировал ветеринар – вполне вероятно, что делалось это не из каких-то садистских побуждений, а просто другого врача под рукой не оказалось. Но вот некоторые похитители к своим жертвам относились весьма жестоко.
Хамасовцев обвинили в том, что они заклеймили двух израильских братьев-подростков при помощи выхлопных газов мотоциклов, чтобы помешать им сбежать.
Как пишет Daily Mail, Ягиль, которому во время пребывания в плену исполнилось 13 лет, и его старший брат 16-летний Ор Яаков были похищены вооруженными боевиками из кибуца Нир-Оз 7 октября и доставлены в Газу вместе с более чем 200 другими заложниками.
Ягиль и Ор Якув были захвачены в плен вместе со своим отцом Яиром Яаковым и его напарником Мейравом Талем, оба из которых, как считается (по состоянию на 1 декабря), оставались в плену.
Мальчики спали и были дома одни, когда террористы начали свое нападение на их деревню. Они заперлись в безопасной комнате и позвонили своей матери, Ренане Гоме, которая пережила нападение на другой кибуц, где она жила со своей дочерью.
Мать мальчиков ранее говорила, что они были «напуганы до смерти», и им пришлось шептаться с ней по телефону, так как она услышала голоса, говорящие на арабском языке. Старший брат Ягиля отчаянно пытался удержать дверь закрытой, когда боевики ворвались внутрь. Последнее, что мать услышала от своего младшего сына, было: "Не забирайте меня, я слишком маленький", - прежде чем телефон отключился.
Братья прожили в плену более 50 дней, прежде чем были освобождены 27 ноября в рамках соглашения о временном прекращении огня.
Дядя Ягиля и Ор Яковов, Янив Яаков, рассказал об ужасах, которым подверглись дети-заложники в Газе. «Они рассказали нам истории о том, через что им пришлось пройти в Газе. Истории ужасны, - приводит рассказ мужчины Times of Israel. – Каждого ребенка, которого похитил ХАМАС, увезли на мотоцикле, и они схватили каждого из них, взяли его ногу и положили ее на выхлопную трубу этого мотоцикла, чтобы у них был ожог, чтобы они были отмечены, если они побегут, если они сбежат, чтобы ХАМАС мог их найти».
Он добавил: «Их накачали препаратами, с ними так плохо обращались, но, по крайней мере, они с нами».
И судя по тому, что рассказывают израильские женщины и дети, вернувшиеся из плена ХАМАС в Газе, такие случаи не были исключением.
«Мне пришлось прижать ухо к ее рту»
Представителям Красного Креста и других гуманитарных групп не было разрешено посещать заложников, отмечает CNN. Поэтому родственникам и всему наблюдающему миру приходится ждать свидетельских показаний от тех, кто был освобожден, чтобы узнать, что может происходить с их близкими, все еще удерживаемыми в Газе.
Родственники бывших пленников говорят, что их близких избивали и угрожали смертью, перемещали с места на место и заставляли шептаться в течение нескольких недель, когда им практически нечего было делать.
Большинство заложников, освобожденных во время короткого перемирия, были срочно доставлены в больницы.
Директор Израильского центра психотравмирования METIV Дэнни Бром говорит, что некоторым вызволенным пленникам потребуется медицинское лечение, а другим - нет. Многим нужно будет поговорить, и "главная проблема, которую необходимо восстановить, - это чувство контроля", - сказал он.
«Люди, проходящие через ужасные вещи, не больны, - отмечает Бром. – Им нужно справиться с этим, им нужно пространство, время и теплая обстановка, чтобы сделать это, но не обязательно в медицинском учреждении».
С тех пор как 24 ноября начался последний раунд освобождений, вырванных из неволи заложников держали подальше от средств массовой информации, сообщает Reuters. Так что их истории просочились через фильтр членов семей без независимой проверки. И тем не менее, они дают некоторое представление о перенесенном ими тяжком испытании.
Дебора Коэн рассказала французскому телеканалу BFM TV, что ей сказали, что ее 12-летний племянник Эйтан Яхаломи и другие были избиты жителями Газы по прибытии в анклав после налета хамасовцев. Она говорит, что похитители заставили его посмотреть видеозапись насилия ХАМАСА.
«Каждый раз, когда там плакал ребенок, они угрожали им оружием, чтобы заставить их замолчать. Как только они добрались до Газы, все гражданские лица, все били их... Мы говорим о ребенке 12 лет», - сказала женщина.
Со своей стороны, ХАМАС называет обращение с заложниками гуманным и заявляет, что с заложниками обходились в соответствии с исламским учением, чтобы сохранить их жизни и благополучие. При этом палестинская группировка боевиков утверждает, что некоторые заложники были убиты в результате авиаударов во время военного наступления, которое было начато в ответ на нападение 7 октября и унесло жизни более 15 тысяч человек, по данным палестинских чиновников здравоохранения в секторе Газа.
Семьям двух девочек, которых держали вместе, оказалось трудно слышать своих детей по возвращении домой, потому что бывшие маленькие заложницы разговаривали только шепотом. «Мне пришлось прижать ухо к ее рту, чтобы слышать. В неволе ей велели не шуметь. Вы можете видеть ужас в ее глазах», - рассказал CNN Томас Хэнд, отец девятилетней Эмили Хэнд.
Девочка выучила арабское слово, означающее “молчи!”, говорит Хэнд. Детям-заложникам разрешалось только рисовать или играть в карты, не производя шума.
Томас Хэнд рассказал, что Эмили тоже страдала от укусов насекомых: “У нее на голове полно вшей, абсолютно полно. Я никогда в жизни не видел столько вшей”.
По возвращении девочке сказали, что Наркис, бывшая жена Хэнда, которая помогала ухаживать за Эмили, была убита 7 октября. «Прошлой ночью она плакала, пока ее лицо не покраснело, она не могла остановиться. Она не хотела никакого утешения, я думаю, она забыла, как утешать саму себя. Она забралась под одеяло, накрылась и тихо заплакала», - рассказывает отец о состоянии дочки.
Эмили потеряла счет времени. Освобожденная на 50-й день заточения в том, что она называла “коробкой”, маленькая девочка сказала своему отцу, что думала, что ее не было дома целый год.
Яир Ротем сказал, что его 13-летнюю племянницу Хилу Ротем Шошани Эмили держала за руку, и теперь девочка тоже стала говорить шепотом. Она рассказала о том, как обнимала свою мать Рааю, все еще находящуюся в Газе, которая плакала, когда у нее забрали девочек перед их возвращение
Ахал Бесораи сказал, что его племянники Альма и Ноам Ор, 13 и 16 лет, и женщина в их комнате вели общий дневник, но детям не дали его взять, когда похитители забрали их обоих. Он рассказал CNN, что дети подумали, что их ведут в туалет, но боевики "надели на них наручники, завязали глаза и отвезли их в машину, которая отвезла их к месту, где их передали Красному Кресту".
"Они пытались скрыть это от женщины, которая осталась там одна", - говорит Бесораи.
Но судя по рассказам, не все заложники столкнулись с ужасами – бывали и иные случаи. Так, одна израильская мать, Даниэль Алони, написала, чтобы поблагодарить вооруженные бригады "Аль-Кассам" ХАМАСА перед ее освобождением вместе с дочерью Эмилией. Их история стала вирусной в арабских СМИ, отмечает Reuters. Женщина решила поблагодарить боевиков за то, что они дарили Эмилии сладости и фрукты и обращались с ее дочерью как с королевой.
«Я всегда буду благодарна, что она не уехала отсюда с травмой, - написала она. – Если бы только в этом мире мы могли по-настоящему стать хорошими друзьями».
Как бы то ни было,специалисты предупреждают: бывшие пленники могут испытывать целый ряд многоуровневых психологических воздействий, включая тревогу, депрессию, дезориентацию, горе, посттравматический стресс и чувство вины выжившего.К тому же многие заложники потеряли свои дома во время терактов 7 октября. А по мере возвращения некоторые из них также узнают, сколько их друзей и родственников было убито...