— В Великую Отечественную войну погиб мой дед — Василий Иванович Ковалев — и два его брата, — рассказывает Василий Овсянников. — Младший, Иван Иванович, сложил голову в родной Брянской области. Ему не было и 18 лет, он воевал в партизанском отряде. Они жгли немецкие склады, срывали фашистам грузоперевозки. На поиски партизан немцы бросали карательные отряды. В одном из боев брат деда вместе с пулеметчиком прикрывал отход партизанского отряда. Иван подавал ему пулеметные ленты.
Их позиция, как вспоминает наш собеседник, была около Десны, где берег изрезан глубокими оврагами.
— Фашисты открыли по ним минометный огонь. И пулеметчик, и его юный помощник погибли. Только через две недели, когда немцы перестали зверствовать, прабабушка пошла на берег реки, надеясь отыскать тело сына. Бои шли в 3-4 километрах от села. Она узнала своего Ивана по рубашке с вышивкой. Каждая сельская мастерица вышивала, расписывала одежду тогда своим особым крестом. Прабабушке пришлось собирать останки сына по частям. В плетеной корзинке она перенесла их на сельское кладбище и похоронила.
Василий Овсянников вспоминает, как они, будучи пионерами, в День Победы возлагали к обелиску венки и цветы.
— Прабабушка стояла у околицы, где располагалось деревенское кладбище. У нее в руках была большая миска с угощением. Она раздавала нам печенье с конфетами и говорила: «Спасибо, сынки». В доме у нее висели три портрета погибших сыновей: старшего Егора, среднего Василия и младшего Ивана. Когда прабабушки не стало, портреты разобрали. Мама взяла на память портрет отца, моего деда Василия Ивановича Ковалева, который числился пропавшим без вести. В семье считали, что он погиб под Москвой.
Василий Овсянников говорит, что, уже будучи взрослым, он занялся поиском могилы деда. Как раз появился портал «Память Народа», где можно было найти информацию о бойцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, ознакомиться с подлинными архивными документами.
— Данных деда в реестре не оказалось. Кто-то из писарей, которые составляли списки, когда приходили похоронки, ошибся и в названии Трубчевского района, и в названии деревни, откуда дед был родом. Историческую справку удалось найти в Центральном архиве Минобороны, расположенном в Подольске. Стало известно, что мой дед, Василий Иванович Ковалев, умер от ран 7 мая 1942 года и захоронен в Лоухском районе, в Карелии. Были указаны координаты места захоронения.
Этой осенью гастроли Народного артиста России Василия Овсянникова как раз заканчивались в Северной Карелии.
— В Лоухском районе меня встретили поисковики, помогли мне на воинском захоронении в поселке Сосновый найти памятную плиту, где выбита фамилия моего деда. Он лежит в братской могиле. Здесь покоятся более 6 тысяч советских солдат и офицеров, которые участвовали в наступательных и оборонительных операциях в 1941-44 годах. В послевоенное время здесь хоронили останки воинов из разрозненных могил.
Василий Ковалев погиб весной 1942-го. И только спустя 80 лет уже внуку, Василию Овсянникову, удалось узнать, где похоронен фронтовик, в честь которого он был назван.
— Возложили цветы, я взял с могилы горсть земли. А потом мы спели «Катюшу», как в победном 1945-ом эту песню пела Лидия Русланова у стен Рейхстага.