Телефоны в школе больная тема. В первую очередь для тех, кто сам «на земле», в школьном коридоре. Нагляднее всего – на переменках. Раньше было как: мелкие школяры бегают и визжат, старшие дерутся, подростки уединяются парочками... Теперь одно и то же: мобильникам все возрасты покорны. И мелкота, и старшеклассники кучками или поодиночке сидят и смотрят в телефоны.
С одной стороны, так дисциплину регулировать легче. Зато контент в телефонах – совсем никак. Вот и приходят сообщения из 4-го класса, что мальчики смотрят на тетенек, иногда более взрослых, чем их мамы.
Но это лишь один аспект проблемы — излишняя осведомленность детей и гиподинамия. Думцев и учителей волнует и другая сторона медали. Аверсная. А именно – возможность для детей снять на фото-видео вышедшего из краев самого себя учителя.
Уж сколько их было, таких видео. Напал и сломал ученику нос, пнул по ребрам, ударил по голове и сломал височную кость… Хроника только одной недели. Такие кадры стали привычными, как и обсуждения под ними. Половина комментаторов приходит поужасаться-повозмущаться. Другая – чтобы написать: «Довели учителя». Вот нас били, и ничего… Но, как бы ни было, школьное шок-видео мы видим только благодаря телефонам. Которые в школе.
Для того чтобы проблему с надоевшими телефонами все-таки решить, есть несколько путей, и мы все их знаем, проходили. Например, нет телефона – нет проблемы. Или – телефоны для учителя. О чем-то таком как раз, похоже, и говорит председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова: «Остается возможность пользоваться телефонами исключительно в случаях, когда это нужно учителю для образовательного процесса».
Случаи, когда телефон необходим не для учебы (или просмотра мемасиков), а для защиты, вообще не рассматривается. Они выносится за скобки в данной формуле. В стиле невыносимости сора из избы – давней национальной традиции.
Есть такая профессия – депутатов понимать. Что, собственно, имеется в виду под «регулированием» использования телефонов в школе»?
Регулирование в нашем сознании плотно увязано с правилами дорожного движения. Или с упорядочением чего либо: регулирование законов, регулирование экономики…
Закон «Об образовании» таков, что по нему что-то сделать с принесенным в класс смартфоном невозможно. Пусть даже родительское собрание решит, что перед уроком все телефоны следует изымать и складывать в отдельную коробку. Учитель делать это может отказаться. Отчасти потому, что есть среди педкорпуса такие отщепенцы, кто не пойдет на действия, нарушающие свободы ученика.
Но большинству не за идею обидно – просто не хотят связываться. И это уже экономика. Последняя модель модного смартфона тянет на 150 тысяч, и даже обычный аппаратик - на тысяч 10-25. Получается коробка изъятого имущества, в которой 30 телефонов на сумму от полумиллиона рублей. А что, если эта коробка грохнется?.. Ответит директор, «предъявы кинут» школе.
Обсуждения на тему «что ж нам делать с телефонами», были и раньше. И, в сущности, ни к чему не привели. Нельзя считать серьезным решением «не пущать». Не давать детям телефоны в школу, или разрешать только кнопочные… Отключать огольцам быстрый вайфай или Сеть, чтобы на лишнее не пялились – как тогда вообще уроки проводить?
Самое умное, до чего раньше додумались – предоставить школам полномочия театров. Которые, как известно, начинаются с вешалки, а на вешалке объявление: «За сданное имущество… материальной ответственности не несем». Но и такой штрих надо не просто «отрегулировать». Надо морочиться: вписывать изменения в законы и «подзаконники». Голосовать в разных чтениях, принимать.
Так что остается одно — просто регула. Регулой называется некая горизонталь в архитектуре. Одномерная, однозначная, просто линия или черта. Можно подчеркнуть, а можно и перечеркнуть что-либо. Например, возможность ребенка носить с собой в школу телефон. Право снять видео и защитить себя.