В 1982 году Елена удостоилась приза «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль международном кинофестивале в Италии. Спустя два года на экраны вышла многосерийная картина «Гостья из будущего» - роль Полины была написана специально для Метелкиной. В день своего юбилея Елена рассказала «МК» про свои тернии и звезды: как модельный подиум привел ее на службу церкви, где она и провела 23 октября свой юбилей.
Модель
– Вы со школы мечтали стать актрисой, прошли через две неудачные попытки поступления в вуз. Как вам удалось реализовать свою мечту?
– Да, после школы мне захотелось сниматься в кино. Меня пригласили в эпизод (фильм режиссера Екатерины Сташевской «Берега» 1973 года – Ред.). Потом я пробовала поступать в институт – не вышло. После по приглашению я снималась для журнала мод на Кузнецком мосту. И пошла на подиум в ГУМе – это моя колыбелька, я там выросла как манекенщица. В ГУМе же меня нашли для моей главной роли.
– На подиуме чувствовали себя примой?
– Нет. Во-первых, я была очень тонкая, нестандартная и носила романтические вещи. Выше кого-то я себя не ставила. Зрителей любила, была к ним приветлива всегда. И с их стороны получала добрые отклики.
– С мэтрами моды Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным вам приходилось работать?
– Лет 10 назад выходила у Зайцева в показе. Вячеслав Михайлович мечтал о ренессансе моды и всех своих любимиц молодости периодически приглашал на показы. Это сближало поколения. С Юдашкиным у нас как-то не получилось.
– Изменился ли ваш стиль после прихода в церковь?
– Отношение к гардеробу стало более сдержанным. Но я не перестала пользоваться косметикой. Новоначальные порой сразу меняют привычный образ, даже теряют его – я против этого. Губы не надо красить ярко, но чуть-чуть подправить какие-то дефекты, покрыть тоном, глаза подвести – это не возбраняется.
Я это продолжаю делать и считаю, что это допустимо. Ношу дозволенную церковью длину юбки – закрывающее колено, кофты с закрытыми рукавами.
Я никогда не открывалась. И вообще, чем проще, тем лучше. Мне нравятся надевать в храм различные джемперы и прямого силуэта юбки – не длинные, они в транспорте неудобны. И привычные аксессуары: перчатки, шарфы, сумочка – все, как раньше.
– Вы прибегали к услугам пластических хирургов?
– Нет. У меня в пример естественного старения - Брижит Бардо с кошками и собачками. И так рекомендую всем женщинам. В профессии видно, когда лицо тронуто хирургом, когда любимый актер сделал что-то с лицом. Русские женщины и так красиво смотрятся. Я против пластики, не рекомендую.
– Правда, что в своей жизни вы не чурались любой работы?
– Абсолютно. Сразу после школы работала в технической библиотеке. Из нее бегала на съемки в Дом моделей на Кузнецком мосту.
Через 20 лет после работы на подиуме, в девяностые, я отправилась работать секретарем – знакомые девочки рекомендовали меня Ивану Харлампиевичу Кивелиди (банкиру, одному из богатейших людей России тех лет – Ред.). Закончив курсы, я оказалась среди прекрасных грузинских бизнесменов, словно среди добрых братьев.
Это была дружная группа, в которой мы доверяли друг другу. Но в одночасье потеряли нашего начальника. (Ивана Кивелиди отравили сильнодействующим ядом, помещенным в телефонную трубку – Ред.). Меня посетила такая печаль… И тогда я больше стала в церковь ходить, молиться. После стрессов и расставания с нашими бизнесменами я работала уборщицей в церкви, затем – воспитателем в продленной группе школы.
Однажды подруга сказала: «Лен, рядом открывают магазин «Обувь», нам надо попробовать». Потихонечку научилась быть продавцом-консультантом и подружилась со многими покупателями. Для меня там труднее всего после вещей с подиума было привыкнуть к униформе: черная юбка, красная майка, фирменный платочек на шею…
В церкви меня даже как-то упрекнули за неопрятность и слишком простой стиль: «Давай-ка вернись к своему стилю, в церкви это не возбраняется». Я прислушалась, не стала махать рукой на свой образ, меня приняли и позволили быть самой собой.
– У вас неповторимая походка, с нее режиссеры начинали ваши звездные картины. А специалисты в мире моды звали вас работать за рубеж?
– Это могло бы быть. Но, к счастью, меня это миновало. Наверняка начались бы какие-то искушения. Я не жалею. Для меня как-то все состоялось на родине.
– Где любите отдыхать?
– Раньше у меня были выезды в Крым с подружкой. Съездила даже как-то на Кипр. Посмотрела Европу, как манекенщица ездила на Дальний Восток, у Полярного круга была, Сахалин, Камчатка, озеро Байкал. Очень много видела интересного. Но потом я стала домоседкой с домашними увлечениями: люблю почитать, заняться рукоделием, собрать браслеты.
Мать
– Брак принес вам много душевных страданий: муж, оказался аферистом – у него уже были жена и ребенок, а женился на вас он ради планируемой выгоды при разводе. Почему ваши отношения с мужем дошли до Верховного суда? (Елена вышла замуж за уроженца Запорожья, портного по имени Сергей, они познакомились в Ялте - Ред).
– Потому что прошли все судебные этапы. В городском суде меня подвели, не все честно ведь идет. Мне поступали от мужа угрозы. Я побежала в суд тайно на рассвете, на тоненьких ножках, в модельном своем пальтишке с документами, которые не в сумочке лежали – я прижимала их к груди. Уже никому не верила, просто бежала, рассчитывала только на себя и молилась. Первое, чего нужно попросить - это терпения – и как ни странно, это посылается нам быстрее всего. И выход из положения всегда находится только благодаря терпению.
– Кто-то ринулся тогда вам на помощь?
– Когда поклонники узнали, что меня обижает этот бывший супруг, что я ищу защиту даже в суде, чтобы он не отнял у меня квартиру, то один добрый человек подошел возле дома ко мне и сказал: «Я хочу вас защищать».
– Он оказался адвокатом?
– Нет, это был просто рыцарь. Он предложил меня защищать, а я отказалась. Я жила тогда с мыслью, что могу все сама – как дочь офицера, была настроена на самостоятельную победу.
– Ваш сын Александр вырос без отца. А хотел ли он встретиться с ним?
– Я не говорила плохо об этом человеке, но мое недоверие к нему сыном читалось. Поэтому он как-то холодно к нему относился. Зато к сыну хорошо относился мой отец, а после – муж моей сестры брал его на рыбалку с 11 лет, и сын привык быть рядом с дядей Олегом. Они так сдружились, что на протяжении 20 лет ездили на Волгу в компании друзей вместе с женами. Такая классическая рыбалка на острове. Дикий отдых. С большим удовольствием время проводили.
Актриса
– Роль какого исторического персонажа без репетиций вы сыграли бы на сцене театра?
– Такой нет. В театре для актера важен голос, а я не театральная актриса. У меня было безмолвное актерство на подиуме. Мне мой батюшка сказал: «В бытовой истории не участвуй, не снимайся – останься в памяти хорошей инопланетянкой. Только космические темы, ни на что больше я тебя не благословляю сниматься».
Моя героиня Нийя из «Через тернии к звездам» тронула сердце зрителя. Еще у нее появился русский элемент в характере – любовь к родине, она осталась на своей планете Десса.
– А как же ваш загадочный персонаж – неземная Полина из фильма «Гостьи из будущего»?
– Она имела возможность прийти из будущего в прошлое и знать, как помочь людям – это великая миссия. Тоже очень необычная роль. Каждые школьные каникулы этот фильм повторяется, его дети с удовольствием смотрят, а психотерапевты его рекомендуют. Он в пятерке стабилизирующих психику отечественных фильмов.
Верующая
– Вы как-то обмолвились, что батюшка на исповеди для вас, прежде всего – психолог. Как вы пришли к церкви?
– Любой священник – это психоаналитик. Давно знаю отца Михаила, лет 20 уже. Его взгляд на вашу ситуацию через призму православия всегда будет очень верный, бесхитростный и мудрейший. И если вы, правда, хотите узнать, как выйти из сложной ситуации, облегчить моральную боль – столько высокообразованных священников у нас, они помогут любому человеку, даже иноверцу.
В православии много святейших людей, которые оставили нам свои книги, где есть ответы на вопросы: как жить, как провести правильно жизнь в семье, одиночестве, как умирать, ведь мы все временные.
– Что случилось с вами 30 лет назад?
– Я в то время интересовалась разными религиями. Еще когда работала секретарем у бизнесмена, меня в открытое окошечко женщина попросила сделать копию документа. Я разговорилась с ней, она спросила: «А как вы молитесь, ходите ли в храм?» И она позвала меня на службу на подворье Валаамского монастыря. Там сначала надо было помогать убираться – ковры выбивать, картошку перебирать.
Когда я пришла туда, я была абсолютно мирская – секретарша после работы на подиуме, очень современная. И сразу получила такое внимание в строгой среде монашества! Даже попала в сестричество. Они бережно относятся к мирянам, очень тактично. Там я получила начальное окормление, оно оказалось очень целебным. Я доверилась этим мудрым людям.
В прошлом мой настоятель был педагогом. После того, как мама заболела, меня благословили ходить в ближайший с домом храм. Потихонечку мы сдружились с отцом Михаилом. Я стала ходить в хор храма рядом с домом. Изменился мой режим.
Личное
– Как вы восприняли СВО?
– Я как дочь офицера решила, что это все пройдет быстро. А потом поняла, что роль России раскинулась не только на одну область части нашей родины. Проблема оказалась шире. Мир теперь смотрит на нас. И уже много сторонников русской позиции, русского взгляда. Россия старается для всего мира! Нам тяжело, но наших сторонников все больше и больше.
При встрече в храме с прихожанками, чьи мужья на передовой, мы всегда обнимаемся, и я прошу остановить зло, вразумить людей, разрушить планы и сбить прицелы врага. Услышать добрую волю России. Во всех наших церквях каждый день идут мощнейший потоком молебны за каждого воина.
– О чем жалеете?
– Ни о чем не жалею, и своего сына так же прошу ни о чем не жалеть, постараться сберечь главное и прямо смотреть в будущее, не совершая прежних ошибок.
– О чем вы еще никому не рассказывали?
– Я очень откровенный человек и все рассказываю священнику на исповеди. Не рассказываю о грехах чужих людей – об этом я не хочу рассказывать и не буду.
Блиц
- В последний раз мне было стыдно, когда...
– Я не помогла кому-то.
- Не хотелось бы, чтобы мои близкие узнали о том, что в детстве я...
– Пробовала курить.
- Первый раз жизнь разочаровала меня, когда...
– Я убила пчелу и обижала котенка.
Если бы я не была собою, то непременно стала бы...
– Мудрецом.
- Люди ошибаются, когда...
– Рассуждают «под шофе».
- Я не в силах обойтись без...
– Веры в Бога.
Я была абсолютно счастлива в тот день, когда...
– Первый раз причастилась.
- Наибольшая трудность, которую мне пришлось преодолеть в жизни, это...
– Отказаться от желаний.
- Моей самой экстравагантной выходкой...
– Был выход на подиум.
- В краску меня может вогнать...
– Я не краснею. Я возмущаюсь и гневаюсь, вспыхиваю как спичка, но ненадолго.
- Если бы мне достались два билета в рай, я бы...
– Поделилась.