Да, возможно, родителей не особенно радует второй год для их ребенка. Хрестоматийный образ лохматого второгодника, антагониста хороших детей из стенгазет, засел у нашего человека в подсознании. Вместе с Митрофанушкой: «Не хочу учиться, хочу жениться», хотя с Фонвизиным знаком не каждый. Или, например, с усатым дядькой, который сидит в классе вместе с малышней. Если это не Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии, значит, второгодник.
Любили еще раньше таких отстающих учеников всей школой виноватить и песочить — что там за такая-сякая семья, какие к них проблемы... Личных тайн от общества тогда у людей не было. Зато к примеру, аутизм, отклоняющееся развитие представляли тайну для самих педагогов, даже не подозревающих о том, что этот ребенок, возможно, просто не может хорошо учиться.
Однако вот в чем казус — двоечника в нынешние времена днем с огнем сегодня не сыщешь, двоечник вымирающий вид. А второгодник — тот вовсе легендарный зверь, как не замерзший мамонт или единорог. Просто потому, что двоек в школе не должно быть. Их не ставят, двойки портят отчетность: по школе, району, округу и городу. И еще они вредят рейтинговости образовательной организации и, стало быть, финансированию школы. В связи с этим получается, что оставлять кого-то на второй год для дирекции — все равно, что против ветра плевать.
«Что, у вас в школе разрешают ставить двойки??» — искренне изумляются иногда в учительских пабликах. Под такие обсуждения быстро приходит сотни комментаторов, в унисон жалующихся на то, как противно «всем рисовать тройки». И несправедливо к другим, честным троечникам. Но приходится это делать, а то лишат прогрессивки. И так по всем школам страны, минуя отдельные редкие исключения.
А кроме шуток: поговорите с учителями со стажем, и они расскажут. В частности о том, что иногда стать второгодником настоящее спасение для ребенка. Когнитивное развитие, как и любое другое — странная штука. Есть дети, которые только в старших классах спохватываются и начинают учиться. У других зияют дырки в программе, огромные лакуны в знаниях еще с начальной школы. Образуются они из-за пропусков: по здоровью, по спорту, потому, что родители просто учебу у чада упустили. Из-за стрессов такое тоже бывает, из-за длительного дистанта, затянувшегося домашнего обучения или просто не работающей школы — в приграничных к неспокойным территориям районах такая причина особенно актуальна. Есть еще вариант «отклоняющихся» детей с неуравновешенной нервной системой: плохо запоминают материал, быстро устают, необходимо больше отдыха и повторов. Есть вариант нормы ЦНС, с головным мозгом впридачу, когда структуры созревают на 2-3 года позже, чем у погодков. Ничего такого, особенность неврологического развития...
Родителям объяснить это еще можно. А вот отчетность не уговорить.