МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Домен швейцарский, найм американский: «двойное агентство» громких соцопросов россиян

Попытка выяснить детали исследований, которые цитируют крупные СМИ, обернулась детективом

Намедни ведущие издания, «МК» в том числе, процитировали опрос по резонансной в канун 1 сентября теме. Энное количество учителей и преподавателей настолько выгорели, что не хотят возвращаться на рабочие места. Отчетностью их замордовали, зарплаты нет, на субботники тягают... Об этом свидетельствовали солидные статистические данные от онлайн-сервиса изучения общественного мнения A2:Research.

Фото: pixabay.com

Но, решив кое-что уточнить по теме и раздобыть свежей «социологии» из области образования, «МК» столкнулся со странным.

Оказалось, названное аналитическое агентство, которое и опрашивало учителей и репетиторов по всей России, не имеет своего сайта. Точнее, на третий день розысков, которым бы и ищейки позавидовали, сайт А2 - advares.ch обнаружился. И нам даже по мейлу сообщили, почему его раньше не было — «велись технические работы». Вот только никаких статистических данных, списка существующих отчетов и чего-то помимо рекламы, на сайте «аналитики» так и не оказалось.

«МК» по мэйлу удалось связаться с представителем A2:Research («Research» значит «исследование») по соцсетям. Он прислал адрес электронной почты отдела продаж. Оттуда с нами, действительно, поделились некой статистикой про учителей, но непонятно, с какого потолка взятой.

Программные характеристики сайта advares.ch наводят на мысль о его скороспелости и странном стратегическом размещении.

- Даже самый поломанный сайт обладает «прошлым», — комментирует программист Иван Березин. — Здесь мы видим, что этот сайт был создан в 2023 году. Расширение .ch — национальный домен верхнего уровня для Швейцарии (а А2-Aos - тоже швейцарская система — Авт). Что, конечно, странно для российской социологического сервиса. Ну, может, выбрали такое имя для созвучия с «research»? Что касается их ТГ-канала — обычный канал, такой вообще может завести кто угодно. И что угодно там публиковать.

Да, еще в Сети есть «фирменный» телеграм-канал A2:Resarch, который нам любезно предоставили коллеги-журналисты в ответ на просьбу прислать более полные данные по проведенному опросу учителей. Организован канал интересным способом: информационная справка по теме со статистикой в процентах и количеством опрошенных, затем ссылка на «отчет». Только вместо отчета — публикация в издании или на сетевом ресурсе «совместно с A2:Research». Ссылки закольцованы и «ссылаются» друг на друга по принципу петуха или кукушки из басни Крылова. Какие-то несерьезные статистические данные получаются: никогда еще «Ромир» или ВЦИОМ, к примеру, не апеллировал к газете «Труд» или «Вестям Карелии»...

Для дальнейшего разъяснения ситуации, «МК» позвонил по указанному на сайте A2:Research телефону — там оказался автосекретарь, с которым мы честно поделились своими контактами. Ответа не последовало. Тогда мы поехали по адресу, отмеченному на сайте A2 флажком на карте Москвы. На Сущевской улице, 27 раскинулся запутанный бизнес-центр. И в самом его сердце, словно в катакомбах, укрылось двухэтажное строение 5. Там сидят офисная компания, магазин мужской одежды, массаж, косметика... Но никакого следа или вывески компании «A2:Research».

Не найдя ничего в реальности, опять обратились в «виртуальность». На сайте «центра маркетинговых исследований и аналитики» A2:Research висит завлекательная коммерческая информация. Мы собираем 1200 респондентов за 2 дня! Скорость выборки от 18 до 32 часов, опросы в любой возрастной категории, и прочая. Ни одного сводного статистического отчета.

То есть перед нами не социология и статистика, а чистый воды маркетинг, он же консалтинг. Коммерческая история с использование платных сетевых опросов, скорее всего. Не зря же пишут, что опросы - это новый источник заработка для фриланса на удаленке. В принципе, так можно заказать заранее любой результат «исследования» и его же получить. Это вам не сбор ответов среди случайных прохожих или других не ангажированных респондентов. И напрашивается вопрос: если опросы про недовольство учителей заказывают — значит, оно кому-нибудь нужно?

Кучность 820 тысяч «активных респондентов с высоким вовлечением» визуализирована в «A2:Research» на карте России, висящей на сайте в разделе «Контакты». И знаете — это тоже странная карта. Даже в условном масштабе, в котором она сделана, обращает на себя внимание то, что нет Курил, например. И Сахалин выглядит каким-то купированным. Зато в наличии острова и островки Северного Ледовитого океана. Еще карта как-то чудно обрезана с юга и юго-запада страны: создается ощущение, что сепарирован Северный Кавказ, да и линия соседства с зоной СВО смотрится, мягко говоря, обрезанной.

Но это далеко не все странности и туманности вокруг агентства. Предприняв масштабный розыск прочих упоминаний о A2:Research в Сети, «МК» дважды «свернул не туда». Нашелся, к примеру, программист и бизнесмен из Красноярска Алексей Романов с похожими сайтами. Ни сном, ни духом об A2:Resarch. Экологией занимается, никого не трогает... Еще нашлась швейцарская оперативная система А2. «Надежная операционная система реального времени, подходящая для встраиваемых систем, а также для промышленных приложений».

Зато третий сетевой след компании, о найме в A2:Research, озадачил. Минуя отечественных хантеров, компания набирает персонал через систему GlassDoor (онлайн-рекрутер и «отзовик», базируется в Сан-Франциско). И там работники описывают A2:Research: «плюсы» — уютный семейный бизнес. «Минусы»: «По государственному контракту каждые 5 лет меняется подрядчик, а правительство прекращает работу»...

Воля ваша, получается какая-то булгаковско-воландовская ситуация. Загадочный «сервис» A2:Research работает с самыми узнаваемыми марками (разные подразделения Яндекса или «Sokolov». В период 2022-2023 годов на него то и дело ссылаются крупнейшие информационные ресурсы: Forbes, «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», Газета.ру, «Лента» и другие. Коллеги загадочно пишут: «Информационные данные имеются в распоряжении редакции». А откуда дровишки, то бишь «данные» — неизвестно.

Впрочем, совместно с A2:Research публикуется не что попало. Если присмотреться, то почти вся информация касается социальных тем. Среди последнего: самокатчики на улицах, уставшие учителя, сложный ЕГЭ, малодоступный туризм... Или, вот, самое свежее — отключение отечественных владельцев немецких автомобилей от международных ИТ-систем. То есть определенная информационная картинка создается. Тревожащая фата-моргана над российским информационным полем.

«МК» поговорил с экспертами о том, что может означать неуловимое аналитическое агентство со швейцарским доменом, американским наймом и российскими опросами. Которые неясно, проводятся или нет. И как проводятся?

Например, из агентства, опять же по почте, нам уточнили, что в опросе к 1 сентября участвовали «1286 преподавателей – учителя, преподаватели вузов, репетиторы и преподаватели онлайн-школ». Но тогда результаты исследования нерепрезентативны. Нельзя репетиторов ставить на одну доску с учителями и преподавателями. Пардон, репетитору просто некуда «возвращаться» 1 сентября...

Примечательно также, что «исследования» А2 проводятся на основе онлайн-опросов без верификации респондентов. То есть ответил на вопросы анкеты в интернете непонятно кто и непонятно сколько раз…

Специалисты назвали две версии «странностей в кубе», сопровождающих ситуацию с A2. Первая и наиболее очевидная — информационные вбросы, всегда сопровождающие идеологические противостояние. И даты совпадают: A2:Research начали активно публиковаться в 2022 году. Понятно, что информационная война не чурается таких приемов, как заказ определенных тем, создающих определенные настроения в массах. И даже, если повезет заказчикам, расшатывающих ситуацию.

В то время, как власти пытаются выстраивать единую идеологию и концепцию образования, некто путает карты. То есть пытается настроить общественное мнение против государственных институтов и таким образом бросить тень на все, что делается в стране. И делает это очень правдоподобно, выбирая такие области и страты, которые касаются каждого.

Вот устали многие педагоги от бумажной волокиты и рутины – да, устали. Хотят некоторые родители избавиться от ЕГЭ – еще как хотят. Надоели всем самокатчики, взлетели цены на поездки на моря, есть сложности с программным обеспечением?... Да, да и да. А дальше уже начинаются «трудности перевода».

Учителям все обрыдло, но вряд ли таких аж 71%. Или «9 из 10 россиян не могут выезжать на отдых каждый месяц» - так и раньше не могли в таких количествах, дорого. «Только четверть россиян довольна результатами ЕГЭ своих детей» - вот это точно неправда, довольных не меньше половины наверняка. И правда, и ложь тоже весьма близки и схожи в условиях идеологической войны.

В теории же, имея подобное агентство с циферками и процентами, двух зайцев сразу можно убить. Опросники собирают всякие пользовательские данные и информацию по бизнесам, получают «нужные» результаты, а публикации в СМИ влияют на информационный климат. А то и делают погоду, если такого «правдивого» материала много.

Версия вторая — внутренняя. Не секрет, что большие-большие компании возглавляет очень малое число «друзей». Но и тех обычно много, на всех кресел не хватает. Поэтому такие исследования могут быть вызваны и очередным переделом рынка в стиле игры «Музыкальные стулья». Это когда все бегают вокруг «горячих стульев» и занимают места по сигналу. Игроков обычно много, больше, чем посадочных мест. А «горячие стулья» в образовании - это, например, единые учебники, которые вот-вот введут в школах. Вначале по истории, потом по обществознанию, после по всем предметам.

Можно только представить, что на кону в совсем не детской истории с едиными учебниками. Учитывая, что все авторские права перейдут государству. Исключительные права, товарные знаки, возможности издания-переиздания тоже...

Тогда даже получивший госзаказ многие теряет, остальные вовсе остаются «с пустым стулом» . А никому неохота терять такие огромные деньги. Что в сравнении с ними «семейное агентство», даже если оно работает из самой Швейцарии? Да хоть из долины Сан-Фернандо, хоть на Луне контору открой. В эпоху релокации — без разницы.

Теперь представим себе несколько таких заказчиков. Ведь наиболее частые темы для «аналитики» A2:Research - это образование, туризм, ПО и медицина.

И это верно с обывательской точки зрения в ее лучшем смысле. Так называемые простые люди – истинная соль земли. Как герои прекрасного фильма «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Что же они делают? Рожают и учат детей, лечатся – вспомним завязку сюжета, поездку Василия в санаторий. Отдыхают – туда же, сборы главы семьи на курорт «побарствовать», впервые в жизни. Компьютерами только не были увлечены – ну, не было тогда компьютеров. Зато имелся электросон и модные разговоры про экстрасенсорику.

И судя по тому, с каким интересом и доверием Василий внимал диким россказням Раисы Захаровны про «специфическую филиппинскую медицину» и бесполых инопланетян, втюхать «голубиным» можно почти все, что угодно. Главное, чтобы на чувства легло да на правду хоть немного было похоже.

 

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах