Исходной основой курса выступила разработка Магдалены Гаете Сепулведа, которая руководит лабораторией управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и проректора НИУ ВШЭ Дмитрия Земцова.
В основе представленной в работе педпрактики лежит «развитии интеллектуального волонтерства социальной направленности в вузах». То есть «Обучение служением» - это проектная деятельность, «замешанная» на волонтерстве. Но она шире и больше, чем просто альтруистическая помощь бездомным, пожилым или инвалидам. Методика нацелена на принцип «научился сам — обучи других». «Свои усилия и талант (направь) на благо общества, а не только на улучшение собственного резюме», — сказано в докладе.
Студенческая деятельность будет вестись по направлениям устойчивого развития: ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие населения, качественное образование, гендерное равенство и др. (всего их 17). Обеспечить, по словам авторов, это можно только в связке вузы — соцпредприниматели — НКО (подразумеваются и благотворители, и соцбизнес, соцработники и обычные общеобразовательные школы).
Для того, что же конкретно подразумевается под «Обучением служением», в работе представлены примеры, реализованные в Испании. В методике приводится такие проекты, как «Сбережение здоровья», например. Задача — улучшение условий жизни и привычек населения путем популяризации здорового образа жизни.
Решение: студенты-фармацевты проводят ЗОЖ-семинары для студентов других специальностей. А потом они совместно читают лекции о здоровых пищевых привычках и пользе фитнеса в школах, центрах для пожилых людей и для мигрантов.
Или проект «Экоэрудит в классе». Медицинский совет (у нас Минздрав, наверное), местные власти (муниципалитет) и несколько школ объединяются, чтобы выявить школьные экологические проблемы. И решить их, причем силами учеников начальных классов. Считается, что организованный таким образом студенческий проект может выявить социальную проблему, проанализировать, и составит план решения и претворить в жизнь. Улучшив «социальную экологию». А собственно учащемуся вуза такой опыт поможет усилить личные «скиллы»: коммуникабельность, ответственность, эмпатию, терпимость, прокачать оргспособности и предпринимательскую «жилку».
«Обучение служением» — это тот инструмент, который помогает университетам выпускать не только квалифицированных специалистов, но и хороших людей», — говорит Магдалена Гаете.
О том, как именно идеи «социального университета» адаптируются к российской почве и чего ждать студентам уже этой осенью, рассказывают инициаторы и авторы модуля.
Евгений Сжёнов, сопредседатель ЭС Госдумы по непрерывному образованию, научный руководитель центра «Научно-образовательная политика».
- На только что прошедшем заседании нашего Экспертного совета при комитете ГД по молодежной политике основным вопросом стал проект «Обучение служением». Его представили автор, проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов и замглавы Минобрнауки Ольга Петрова, которая курирует это направление в министерстве.
«Обучение служением» довольно известная в мире, но новая в России методика, которая прошла «обкатку» в Машуке и Вышке, а с сентября начнет внедряться в ряде вузов.
Идея довольно проста и наполнит смыслами «социальные миссии» вузов – в основную образовательную программу будет добавлена возможность реализации общественно значимых задач с использованием проектного подхода. Основной смысл этого модуля – ответить на социальный запрос в формате образования, сформировать у студентов универсальные и профессиональные компетенции, научить их принимать самостоятельные решения.
Замминистра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова.
- Учебный модуль «Обучение служению» мы обсуждали в Центре Знаний «Машук», участвовали представители 100 пилотных регионов. Профильный департамент Минобрнауки вместе с разработчиками модуля проработал методические рекомендации по внедрению в вузах, мы рассмотрели возможные форматы. Во многих университетах (ВШЭ, УРФУ, СПбГУ – Авт.) уже есть похожие курсы, поэтому имеется накопленная экспертная оценка. Для старта этого курса вузам нужно сформировать пул возможных проектов и задач – над этим сейчас идет активная работа.
Председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.
«Высшее образование трансформируется на наших глазах. Есть четкий запрос студентов на практикоориентированное образование, запрос работодателей на студентов с опытом. В то же время государство также заинтересовано в формировании у молодtжи гражданственности, ответственности, способности не проходить мимо проблем, уметь предлагать решения. Программа «обучение служением» помогает достичь этих целей, вовлечь нашу молодежь в созидательную повестку развития страны. Проектное обучение с социальным эффектом охватит разные группы специальностей: решать общественно-значимые задачи будут и будущие инженеры, и маркетологи, и управленцы и айтишники. Готовый социальный проект можно зачесть как курсовую или выпускную квалификационную работу, а информация об общественных результатах станет приложением к диплому. Уверен, полученные навыки, образ мышления поможет выпускникам вузов не только в жизни, но и будет востребовано при трудоустройстве».
Первый вебинар-обучение преподавателей вузов по методике «Обучение служением» пройдет 2 августа.