Так должны ли летом дети учиться? Мой ответ — безусловно! И не надо ловить меня на слове: между первым тезисом и вторым — только мнимое противоречие.
Летом жизнь в школе не затихает, а напротив, бьет ключом. А точнее, если говорить об образовании, то не только в самой школе, но и за ее пределами. В течение всего учебного года обучение и развитие детей не ограничиваются территорией образовательного учреждения. Лето — не исключение.
Ниже я приведу примеры из практики собственной школы, но смею заверить читателей, что аналогичные планы есть у многих коллег: подавляющее число российских школ продолжают осуществлять педагогическую деятельность и в период летних каникул.
Итак.
1–7 июня. 30 пятиклассников совершают 3-дневные и 3-часовые пешие и водные познавательные выходы по знакомству с почвами, растительностью, животным миром, водной экологией окрестностей базовой туристической стоянки. А также с планировкой улиц, убранством традиционных домов в Тверской области. Также их ожидает ежедневная полуторачасовая гребная практика на шлюпках, включая однодневный радиальный гребно-моторный выход к реке (7 км).
1–7 июня. Стажировка под парусами морской секции семиклассников — 7 человек.
1–15 июня. 16 шестиклассников совершают 3-дневные 3-часовые пешие и водные исследовательские выходы по изучение природы (ландшафт, зоология и водная экология) по профильным группам в окрестностях Колезинского района с обработкой собранных материалов и докладом каждого участника итогов своей работы на полевой естественнонаучной конференции.
Для них же запланирована 3-дневная парусно-гребная стажировка. Три шлюпочных перехода по р. Волга в пределах Калязинского района (30 км). Опрос старожилов и воздвижение пятиметрового деревянного памятного креста на месте разрушенного храма в Кашинском районе. Знакомство с древними русскими городами Калязин и Кашин. Встреча с фольклорным коллективом «Жар-птица».
17 июня — 3 июля. 24 старшеклассника совершат три шлюпочных перехода по р. Волга (50 км). Радиальные пешие и водные исследовательские выходы по профильным группам в окрестностях стоянок с опросом старожилов в пяти сельских населенных пунктах (устные историки, орнитологи, водные экологи и ландшафтоведы). Проведение полевой научной конференции с докладами каждого участника по итогам своей работы. Знакомство с древним русским городом Углич и Угличской гидроэлектростанцией.
Вся познавательно-исследовательская деятельность проводилась под руководством научных сотрудников институтов географии, биологии внутренних вод этнологии и антропологии Российской Академии наук.
Итого в летних образовательных мероприятиях приняли участие свыше 70 школьников 5–11-х классов.
Как видите, плотный, насыщенный график экспедиции, где дети совместно со своими педагогами непрерывно продолжают учиться. Дело в том, что современная педагогика событийна. В термине «событийность» заключено два смысла. Первый: ребенку западает в душу то, что является для него ярким событием. И второй: событие — это совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Многие родители наших учащихся на время летних экспедиций берут отпуск и путешествуют вместе со своими детьми. Ведь они и сами, будучи учениками, пропитались экспедиционной романтикой.
А бардовские песни у костра, веселые капустники на темы экспедиционной жизни — все это дополнительные краски, расцвечивающие жизнь ребенка в походе.
При этом напряженная учеба продолжается. Дети не просто путешествуют, но работают по заданию ученых-экологов, под их руководством ведут исследования, обрабатывают собранные материалы, готовят доклады. Итоги подводятся на научной конференции. Что это, как не напряженный интеллектуальный труд?!
В то же самое время ученики художественно-графических классов путешествуют по Русскому Северу. Им представляется уникальная возможность работы на пленэре, где они могут запечатлеть шедевры русского деревянного зодчества. Сплавляются они со своими педагогами и родителями по рекам на байдарках. Романтики хватает и в этой экспедиции. Отчетом этих ребят станет осенняя выставка карандашных и акварельных рисунков в школе.
Подлинный патриотизм и любовь к родине не прививаются через экран дисплея. Городским детям необходимо ощутить все богатство родной природы. И напротив, сельским детям нужно увидеть подлинные шедевры живописи и архитектуры в музеях крупнейших городов. Вот почему я не удивляюсь, увидев летом в Эрмитаже группы сельских школьников во главе со своими учителями.
По многолетнему опыту знаю, как противятся дети и подростки стремлению родителей запереть их в престижных отелях, где «все включено», а в качестве отдыха предлагается лежание на пляжном топчане. Такое пустое времяпровождение вызывает глухой, а иногда и громкий протест у подростков.
Очевидно, что каждый ребенок индивидуален. И нельзя навязывать всем без исключения родителям общие клише обучения своих детей летом. Разумеется, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и возможностей семьи. К примеру, у школьника проблемы с усвоением математики. Тогда будет целесообразно выбрать время в ходе трех летних месяцев для оттачивания у него математических компетенций. Другая ситуация: подросток уже знает, в какой вуз он собирается поступать и какие профильные предметы будет сдавать в ходе ЕГЭ. Тогда он без всякого принуждения со стороны взрослых будет заниматься летом. Благо существуют демонстрационные варианты, опубликованные в Интернете. Третья проблема касается абсолютно всех родителей. Школа накануне летних каникул дает списки для чтения. Такие глубокие и объемные произведения, как «Война и мир», «Преступление и наказание», невозможно проглотить мгновенно в процессе учебного года. Следовательно, работа с этими текстами должна быть проведена заранее.
Вывод напрашивается сам собой: учиться надо постоянно, даже в период летних каникул. Процесс образования детей не знает перерыва!