Сторонники проекта говорят о необходимости вовремя предоставлять школьнику квалифицированную помощь психолога, что позволит раннему выявлению и решению возникающих у подростков проблем.
– Аналогичный проект мы опробовали в марте на Южном Урале, он назывался Почта доверия, – рассказала «МК» первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. – А идею такую нам подали школьники Чебаркуля (Челябинская область). По их задумке, это должен был быть ящик, в который школьники смогут анонимно (!) положить письмо с рассказом о своей проблеме и своими вопросами, а потом получить ответ или консультацию психолога. Теперь челябинские школьники могут конфиденциально обратиться к специалисту, рассказать о том, что их беспокоит или тревожит, и получить психологическую помощь и поддержку.
– Эти школьники общаются онлайн с психологами?
– Онлайн. Но если ребенок просит, то с ним могут связаться уже по телефону или пригласить в кабинет. Но подчеркну, почти все школьники хотят онлайн. Дети стесняются пойти в кабинет к психологу, а особенно боятся того, что другие школьники, их друзья об этом узнают. Да вообще поколению «зумеров» комфортнее общаться в Сети.
– Какие вопросы задают ребята?
– Самые разные. «Очень часто болит голова. Это от нервов, стресса, утомления? От чего?»; «Почему, когда ты общаешься с человеком и доверяешь и открываешься ему, а потом человек открывается с другой стороны, и начинаются недоверие, ссоры? Почему люди такие, и как им верить?». «Я боюсь, что меня все бросят, и я останусь одна». Я предложила Минпросвещения сделать проект общефедеральным.
«МК» выяснил мнение по поводу этого проекта у главы городского родительского комитета Санкт-Петербурга Михаила Богданова. Так сказать, со стороны пользователей…
– Начнем с того, что школьных психологов действительно катастрофически не хватает. Во-первых, их не так много выпускают вузы, во-вторых, зарплата маленькая. Психологи есть, в основном, в школах крупных мегаполисов, где ставки получше, – рассказал Михаил Богданов. - Поскольку таких специалистов мало, эти должности зачастую занимают люди, прошедшие соответствующую переподготовку и т.д. И часто бывает, что социальный педагог или классный руководитель совмещает в себе две этих должности – но это, на мой взгляд, неправильно. Это две совершенно разные роли. В одном человеке эти функции не должны совмещаться.
В идеале, если психолог хороший и понимает специфику работы в образовательной организации, то это очень ценный и полезный сотрудник. Он полезен и родителям, и учителям, и школьникам. Он как «палочка-выручалочка» в каких-то кризисных ситуациях, в которые дети регулярно «утыкаются», находясь в школе. Если в учебном заведении есть такой специалист, то и не нужно искать психологов на стороне.
– Может, в такой ситуации онлайн-консультирование как раз и поможет?
– Я разговаривал со многими психологами, и все они говорят, что не стали бы консультировать дистанционно, тем более ребенка. Это то же самое, как и лечение онлайн, когда пациент показывает врачу больное место через экран, а врач «ставит диагноз» на расстоянии. Или как обучение игре на пианино онлайн.
Общение человека и психолога, по моему мнению и мнению многих психологов, должно происходить «глаза в глаза». Работа психолога с школьником – это всегда многофакторная оценка специалистом ребенка, это личностный, очень тонкий процесс. В режиме дистанта такое вряд ли возможно.
А есть еще и нормативные рамки. Психологическое сопровождение ребенка может осуществляться только по согласию родителей, кроме того, как и в случае врачебной тайны, должно обеспечиваться сохранение тайны общения с психологом: должны быть защищены от посторонних глаз персональные данные ребенка, особенности его развития и т.д. Это также следовало бы учесть при разработке данного проекта.